Математическая модель следящих систем с учетом нелинейностей переменных состояния
Аннотация
Ключевые слова
Для цитирования:
Чернов А.В., Семёнов А.В. Математическая модель следящих систем с учетом нелинейностей переменных состояния. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2017;(1):88-97. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2017-1-88-97
For citation:
Chernov A.V., Semenov A.V. Mathematical model of tracking systems taking into account nonlinearities in state variables. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2017;(1):88-97. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2017-1-88-97
Введение
Во время проектирования следящих систем необходимо убедиться в правильности работы разрабатываемой системы. Моделирование - эффективный инструмент для оценки параметров следящей системы, выбора технических решений и предъявления требований к составным частям следящих систем. Для объекта управления [1] без ограничений синтезировать регулятор в классе линейных систем не представляет сложности. В одном из наиболее применяемых методов синтеза используется желаемая передаточная функция, которая, как системная функция, описывает поведение системы в целом. Однако наличие конструктивных ограничений объекта управления [2, 3] переводит систему в класс нелинейных [2].
Обычно для моделирования работы следящей системы с учетом нелинейностей используют следующий подход: в классе линейных систем по заданному объекту управления и рассчитанной желаемой передаточной функции синтезируется устройство управления, затем в модели объекта управления устанавливаются нелинейности и оцениваются показатели качества следящих систем с учетом имеющихся конструктивных ограничений [4]. Однако на ранних стадиях проектирования структура и большинство параметров объекта управления часто неизвестны, поэтому использовать описанный подход затруднительно.
В настоящей статье представлен подход к созданию модели, позволяющей учесть конструктивные ограничения на переменные состояния (скорость и ускорение) и нелинейность по моменту нагрузки. Для применения предложенного подхода не требуются конкретные знания об объекте управления, в нем используются коэффициенты желаемой передаточной функции линейной системы. Такой подход удобен на ранних стадиях проектирования.
Математическая модель следящей системы
За основу линейной модели следящей системы, как было указано ранее, взята желаемая передаточная функция замкнутой следящей системы, имеющая вид
где Δi - коэффициенты стандартной передаточной функции, получаемые в соответствии с таблицей коэффициентов стандартной передаточной функции;
k, l - порядок полинома числителя и знаменателя желаемой передаточной функции замкнутой системы соответственно;
ω0 = tmp/tp - временной масштабный коэффициент, учитывающий время регулирования; tmp - табличный параметр; tp - время регулирования.
Передаточная функция (1) описывает работу замкнутой следящей системы (рис. 1, а). Желаемую передаточную функцию можно рассчитывать разными методами при различных критериях к качеству функционирования следящих систем. Так, например, можно задаться показателями качества (временем регулирования и перерегулированием) и требованиями по отработке с нулевыми ошибками полиномиальных воздействий различной степени для астатических систем.
На практике часто возникает необходимость моделирования систем, структуры которых соответствуют разомкнутым следящим системам, подобно приведенной на рис. 1, б.
Рис. 1. Структурная схема замкнутой (а) и разомкнутой (б) следящей системы: ε - сигнал ошибки; g - входное воздействие; у - реакция системы
Передаточная функция такой следящей системы имеет вид
где η, δ - коэффициенты числителя и знаменателя передаточной функции разомкнутой системы соответственно, значения которых определяются коэффициентами желаемой передаточной функции (1);
m, n - порядок полинома числителя и знаменателя передаточной функции разомкнутой системы соответственно.
Для получения возможности накладывать ограничения и учитывать нелинейности переменных состояния и момента нагрузки необходимо найти представление системы в виде системы дифференциальных уравнений в нормальной форме Коши [5]. От передаточной функции разомкнутой системы (2) перейдем к дифференциальному уравнению
Дифференциальному уравнению (3) соответствует система дифференциальных уравнений в нормальной форме Коши
или матричном виде
i = 1,..., n вычисляются с помощью рекуррентной формулы
в которой
а Fk рассчитываются следующим образом:
При таком выборе переменных состояния матрицы системы имеют вид
На рис. 2 представлена структурная схема, построенная по системе дифференциальных уравнений в нормальной форме Коши (4).
Рис. 2. Структурная схема системы дифференциальных уравнений в нормальной форме Коши; коэффициенты Anj и Bj - элементы матрицы A и вектор-столбца B
Теперь рассмотрим математическое описание типовых нелинейностей, которые предполагается использовать при моделировании конструктивных ограничений (переменных состояния и нелинейности момента нагрузки привода).
Модель нелинейности типа «насыщение» по отношению к переменной состояния y(k) имеет вид
Приведем модель ограничения на минимальное значение переменной состояния у(k)
и модель нелинейности по моменту
где Мн0 - номинальное (среднее) значение момента нагрузки;
k - коэффициент зависимости момента нагрузки от выходной переменной (например, от угла поворота вала привода).
Также рассмотрим модель сухого трения на валу привода. Момент статического сопротивления механизма представляется как нелинейная функция четырех переменных [6, 7]:
где Mтр - момент сухого трения скольжения (постоянная положительная величина);
Мд - момент двигателя.
Функция (6) представляется в виде
Такое представление момента позволяет учитывать нелинейные свойства сил трения и неупругой деформации как при движении, так и в покое, включая условия трогания и остановки механизмов.
Программная модель следящей системы
В среде MATLAB/Simulink на основе описанного выше алгоритма была спроектирована и реализована модель следящей системы, учитывающая ограничения скорости и ускорения системы, а также нелинейности момента нагрузки привода. В качестве параметров могут быть заданы коэффициенты дифференциального уравнения, параметры ограничений, конструктивная постоянная электропривода и момент инерции. Модель Simulink приведена на рис. 3.
Рис. 3. Схема модели Simulink: Мдин - динамический момент
В качестве примера рассмотрим астатическую следящую систему порядка l = 3, обладающую порядком астатизма по входному воздействию vg = 2, которая в соответствии с формулой (1) и численными значениями коэффициентов [8] Δ0 = 1, Δ1 = 6,35, Δ2 = 5,1, Δ3 = 1 и ω 0 = 1 описывается желаемой передаточной функцией
Ставятся задачи оценки показателей качества астатической следящей системы с учетом нелинейностей и ухудшения этих показателей по сравнению с линейной.
Рассмотрены конструктивные ограничения и параметры системы:
- ограничение на максимальное значение ускорения и скорости
= 2 рад/с2;
= 0,6 рад/с;
- ограничение на минимальное значение скорости
- нелинейность по моменту вида (5), где Мн0 = 0,1 Н м, k = 0,2;
- нелинейность по моменту с учетом сухого трения в соответствии с нелинейной функцией (6);
- конструктивная постоянная электропривода Cm = 1,82 Н · м/А и момент инерции соответственно J = 0,022 Н · м2.
С учетом (2) и (7) перейдем к передаточной функции разомкнутой системы
Передаточной функции (8) соответствует дифференциальное уравнение
Тогда, согласно описанному выше алгоритму, матрицы системы дифференциальных уравнений в нормальной форме Коши, соответствующей дифференциальному уравнению (9), имеют вид
а систему запишем следующим образом:
По системе (10) в среде MATLAB/Simulink была построена модель (см. рис. 3), где, согласно (10), A(3,1) = 0, A(3,2) = 0, A(3,1) = -5,1, B(1) = 0, B(2) = 6,35, B(3) = -31,385.
В схеме использованы следующие блоки:
- субсистема входного воздействия Subsystem (рис. 4, а);
- субсистема нелинейностей скорости Subsystem2 (рис. 4, б);
- субсистема нелинейностей момента Subsystem1 (рис. 4, в);
- интеграторы Integrator 1, Integrator2, Integrator3;
- усилительные звеньяGain 1, Gain2, Gain 3, Gain4, Gain 5, Gain 6, Gain 7, Gain 8, Gain9;
- элемент типа «насыщение»
Рис. 4. Subsystem (а), Subsysteml (б) и Subsystem1 (в): STl - нелинейность в соответствии с нелинейной функцией (6); Mc = F(у) - нелинейность по моменту в соответствии с уравнением (5)
Анализ результатов
С помощью реализованной модели было проведено несколько экспериментов с разным набором нелинейностей.
- Нелинейность вида «насыщение» по ускорению и скорости, т. е. ограничение на максимальную величину переменной состояния (рис. 5). На графиках ускорения и скорости можно видеть прямые участки, которые у линейной системы отсутствуют, - это участки, на которых сработали ограничения. Нелинейности вида «насыщение» по скорости и ускорению привели к затягиванию переходного процесса и увеличению перерегулирования относительно линейной системы.
- Нелинейность вида «мертвая зона», т. е. ограничение на минимальное значение скорости (рис. 6). Нелинейность этого вида приводит к возникновению в системе автоколебаний по ускорению и скорости при работе системы на малых скоростях, в результате возникает выходной сигнал «ступенчатого» вида. Относительно линейной системы переходный процесс в нелинейной системе также будет затягиваться.
- Нелинейность по моменту нагрузки вида Mc = F(у). Поведение системы отображено на рис. 7, а. Зависимость момента нагрузки от угла показана на рис. 7, б. В линейной системе момент нагрузки оставался постоянным. Как видно, увеличение момента нагрузки с увеличением координаты приводит к затягиванию переходного процесса относительно линейной системы с постоянным моментом нагрузки.
- Нелинейность по моменту с учетом сил трения. Поведение системы отображено на рис. Переходный процесс значительно увеличился по сравнению с линейной системой. Кроме того, при работе системы на малых скоростях возникают автоколебания как по ускорению и скорости, так и по координате.


Рис. 7. Поведение системы с нелинейностью вида Mh = F(у) (а) и зависимость момента Mc = F(у) от координаты угла (б)
Выводы
Разработана математическая модель динамической следящей системы, учитывающей нелинейности переменных состояния. В отличие от других известных следящих систем она основана на линейной модели замкнутой следящей системы в виде системной функции, а именно, желаемой передаточной функции.
Желаемая передаточная функция может быть построена по различным критериям, например, для астатических систем с заданным временем регулирования и перерегулированием. Модель можно применять для моделирования работы следящих систем с различными нелинейностями переменных состояния, системотехнических расчетов на ранних стадиях проектирования, предъявления требований к составным частям следящих систем (например, к параметрам исполнительного механизма, минимальной скорости системы, неравномерности механической части и т. п.).
В среде MATLAB/Simulink реализована программная параметрическая модель с возможностью исследовать поведение как линейных, так и имеющих следующие нелинейности переменных состояния:
- «насыщение» по ускорению и скорости (т. е. ограничение на максимальную величину);
- «мертвая зона» по скорости (т. е. ограничение на минимальную величину);
- нелинейность по моменту нагрузки вида Mh = F(у) (зависимость момента нагрузки от угла поворота вала привода);
- нелинейность по моменту с учетом сил трения.
Проведено математическое моделирование, иллюстрирующее применение описанного подхода для практической задачи - оценки качества работы следящей системы.
Список литературы
1. Мелкозеров П.С. Приводы в системах автоматического управления (энергетический расчет и выбор параметров). М.:Л.: Энергия,1966, 334 с.
2. Семёнов А.В., Макарчук А.В. Математическая модель заданной части электромеханической следящей системы с учетом ограничений // Мат. Всерос. науч. конф. «Теоретические и методические проблемы эффективного функционирования радиотехнических систем» (Системотехника-2013). Таганрог,2013. С. 37-46.
3. Семёнов А.В., Гайдук А.Р., Геложе Ю.А. Математическая модель моментного электропривода // Известия ЮФУ. Технические науки. Тематический выпуск «Актуальные проблемы производства и потребления электроэнергии». Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009.№ 5 (94). С. 251-257.
4. Юревич Е.И. Теория автоматического управления. М.: Энергия. 1969. 375 с.
5. Методы классической и современной теории автоматического управления. В 3 т. Т. 1. Анализ и статистическая динамика систем автоматического управления / Под ред. Н. Д. Егупова. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000. 748 с.
6. Следящие приводы. Кн. 1 / Под ред. Б. К. Чемоданова. М.: Энергия, 1976. 480 с.
7. Шрейнер Р.Т. Системы подчиненного регулирования электроприводов. Ч. 1. Электроприводы постоянного тока с подчиненным регулированием координат. Екатеринбург: Изд- во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. 279 с.
8. Гайдук А.Р. Теория и методы аналитического синтеза систем автоматического управления (полиномиальный подход). М.: Физматлит, 2012. 360 с.
Об авторах
А. В. ЧерновРоссия
А. В. Семёнов
Россия
Рецензия
Для цитирования:
Чернов А.В., Семёнов А.В. Математическая модель следящих систем с учетом нелинейностей переменных состояния. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2017;(1):88-97. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2017-1-88-97
For citation:
Chernov A.V., Semenov A.V. Mathematical model of tracking systems taking into account nonlinearities in state variables. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2017;(1):88-97. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2017-1-88-97