Preview

Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей»

Расширенный поиск

25 лет федеральной системе разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации: этапы становления и развития

Полный текст:

Для цитирования:


Бендерский Г.П. 25 лет федеральной системе разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации: этапы становления и развития. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2019;(1):6-12.

Значительный вклад в обеспечение военной безопасности Российской Федерации и безо­пасности воздушного движения над террито­рией страны вносит Федеральная система раз­ведки и контроля воздушного пространства (ФСР и КВП). В руководящих документах по концептуальным вопросам строительства воздушно-космической обороны (ВКО) Российской Федерации полномасштабное раз­вертывание ФСР и КВП определено как одно из основных и первоочередных направлений создания и дальнейшего совершенствования системы ВКО.

25 лет назад - 14 января 1994 г. - был издан Указ Президента Российской Федера­ции, положивший начало становлению ФСР и КВП Российской Федерации. Этому важ­ному событию в сфере военного и граждан­ского использования воздушного простран­ства предшествовала более чем полувековая история развития различных средств наблю­дения за воздушной обстановкой, начиная от биноклей, звукоулавливателей, прожекторов и заканчивая высокотехнологичными радио­локационными станциями и комплексами, которые составляют основу современной ФСР и КВП. Истории отечественной радиолокации посвящены многочисленные исследования и публикации. В сжатой форме с этой истори­ей можно ознакомиться в сборнике «Оружие наследников Победы» (в частности, в статье Г. П. Бендерского «Система разведки и контро­ля воздушного пространства Российской Фе­дерации»), выпущенном к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Следует отметить, что радиолокацион­ные средства создавались и использовались не только в интересах обороны страны. На их ос­нове построена прежде всего система наблю­дения за полетами воздушных судов Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) Российской Федерации. При этом до начала 1990-х гг. радиолокационные сред­ства и системы, создаваемые для военных и гражданских целей, развивались практически самостоятельно без взаимной увязки типажа средств и их технических характеристик, что не позволяло достигать максимальной эко­номии финансовых, материальных и других ресурсов. С 1994 г. генеральным направле­нием развития радиолокационных средств и систем видов Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) и Минтранса России яв­ляется объединение их усилий и возможностей в рамках ФСР и КВП для информационного обеспечения эффективного решения задач про­тивовоздушной обороны (ПВО) и управления воздушным движением (УВД). В дальнейшем по мере выполнения работ по созданию и со­вершенствованию ФСР и КВП было издано еще три Указа Президента Российской Феде­рации, определивших направления и порядок ее развития.

ФСР и КВП представляет собой совокуп­ность взаимосвязанных и устойчиво взаимо­действующих в пространстве и времени сил и средств радиолокации, автоматизации и связи разной ведомственной принадлежности, объ­единенных в единую информационно-управляющую систему с целью добывания (получе­ния), сбора, обработки и выдачи потребителям данных о воздушной обстановке в реальном масштабе времени.

Для решения задач, возложенных на ФСР и КВП, привлекаются силы и средства:

  • всех радиотехнических подразделений и частей видов и родов войск ВС РФ, в том числе радиотехнических подразделений двой­ного назначения;
  • радиолокационных позиций двойного назначения Росавиации.

Радиотехнические подразделения и час­ти ВС РФ составляют информационную ос­нову ФСР и КВП. Они решают задачи по ох­ране Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве, по ра­диолокационному обеспечению командных пунктов (КП) и пунктов управления (ПУ) Во­оруженных Сил Российской Федерации при осуществлении ПВО, по радиолокационному обеспечению полетов воздушных судов го­сударственной авиации, контролю за соблю­дением порядка использования воздушного пространства Российской Федерации. Радио­технические подразделения двойного назна­чения (РТП ДН), кроме решения указанных выше задач, привлекаются к радиолокационному обеспечению центров ЕС ОрВД России в интересах решения задач УВД.

Радиолокационные позиции двойного назначения (РЛП ДН) Росавиации снабжают радиолокационной информацией о воздуш­ных судах (летательных аппаратах) центры ЕС ОрВД, а также привлекаются к радиолокаци­онному обеспечению КП (ПУ) ВС РФ в инте­ресах решения задач ФСР и КВП.

Система управления, сбора и обработки радиолокационной информации ФСР и КВП формируется на базе существующих техни­ческих средств КП (ПУ) радиотехнических подразделений и частей, а также соединений ПВО. Кроме того, непосредственно для реше­ния задач ФСР и КВП в состав данной системы включаются системы информационно-техни­ческого взаимодействия (СИТВ) центров ЕС ОрВД и органов управления ПВО (ВКО).

В развитии ФСР и КВП можно выделить 3 этапа, каждый из которых отличается содер­жанием работ по созданию ФСР и КВП и ее информационно-технической основы, а также базовыми принципами их построения и функ­ционирования (рис. 1).

 

Рис. 1. Основные этапы становления и развития ФСР и КВП Российской Федерации

 

На I этапе (1994-2005 гг.) положено нача­ло созданию организационных структур ФСР и КВП и формированию единой радиолокаци­онной системы (ЕРЛС). В основу построения ФСР и КВП в соответствии с действовавшими на тот период нормативными правовыми до­кументами был положен принцип согласован­ного применения радиолокационных средств Министерства обороны Российской Федера­ции (Минобороны России) и Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) в районах совместного базирования. Реализация данного принципа достигалась централизованным (единым) планировани­ем применения радиолокационных средств в зонах (районах) противовоздушной обороны. При этом обмен информацией о воздушной об­становке между РТП ДН ВС РФ и районными центрами ЕС ОрВД, а также между РЛП ДН Росавиации и радиотехническими подразде­лениями Минобороны России осуществлялся в основном неавтоматизированным способом.

Источником финансирования работ, свя­занных с созданием и применением подразделе­ний и позиций двойного назначения, являлись средства, получаемые Минтрансом России за счет аэронавигационных сборов, а также сред­ства, выделяемые Минобороны России на стро­ительство и содержание ВС РФ. Отсутствие механизма целевого финансирования меропри­ятий по созданию ФСР и КВП не позволило организовать использование информации о воз­душной обстановке от радиолокационных по­зиций ЕС ОрВД, расположенных в районах, где дежурные по ПВО силы Минобороны России не создают радиолокационное поле. Этот фак­тор, а также отсутствие информационно-техни­ческого взаимодействия (сопряжения) автома­тизированных систем органов ЕС ОрВД и ПВО не привели к существенному приросту эффек­тивности функционирования ФСР и КВП.

На II этапе создания и развития ФСР и КВП осуществлялась государственная под­держка мероприятий по развертыванию ФСР и КВП в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Совершенствование федеральной систе­мы разведки и контроля воздушного простран­ства Российской Федерации (2007-2015 гг.)», утвержденной Постановлениями Правитель­ства Российской Федерации от 2 июня 2006 г. № 345 и от 21 февраля 2011 г. № 98.

Основной целью Программы являлось создание материально-технической базы ФСР и КВП в различных регионах России. Для ее достижения в большинстве укрупненных и ряде районных центров ЕС ОрВД были развер­нуты системы информационно-технического взаимодействия с органами управления ПВО, а также проведена реконструкция порядка 70 ра­диолокационных позиций Росавиации для вы­полнения ими функций двойного назначения. Это позволило создать в Центральном, Вос­точном, Северо-Западном и Южном регионах страны фрагменты Единой автоматизированной радиолокационной системы (ЕАРЛС) ФСР и КВП, построенной по принципу информацион­но-технического взаимодействия ведомствен­ных радиолокационных систем Минобороны России и Минтранса России. При этом обмен информацией о воздушной обстановке между органами ПВО (ВКО) и ЕС ОрВД, оснащенны­ми СИТВ, стал осуществляться в автоматизиро­ванном режиме, а на большинстве реконструи­рованных позиций были развернуты трассовые радиолокационные комплексы двойного назна­чения (ТРЛК ДН), имеющие в своем составе аппаратуру единой системы государственного радиолокационного опознавания и измерения высоты наблюдаемых воздушных объектов.

В состав типовой СИТВ входят:

  • комплекс программно-технических средств сбора, обработки и обмена радиоло­кационной информацией о воздушной обста­новке (КПТС);
  • выносные комплекты абонентского оборудования (ВКАО);
  • средства связи и передачи данных (ССПД).

КПТС построены на базе технических средств автоматизированных систем орга­низации воздушного движения (АС ОрВД) «Альфа», «Синтез», «Топаз», МС УВД. Они устанавливаются в центрах ЕС ОрВД, функци­онируют в режимах, исключающих какое-либо влияние на работу контура УВД, и обеспечива­ют сбор, обработку и обмен радиолокационной и плановой информацией между автоматизи­рованными системами взаимодействующих центров ЕС ОрВД и КП ПВО.

ВКАО выполняются на аппаратно-про­граммной платформе изделия ВИП-117М3 и его дальнейших модификаций, устанавлива­ются на КП (ПУ) ПВО и обеспечивают прием от объектов ЕС ОрВД, обработку, отображение и выдачу информации по унифицированным протоколам функционального взаимодействия в реальном масштабе времени.

ССПД обеспечивают организацию на­правлений обмена данными и речевой инфор­мацией между объектами ЕС ОрВД и органами управления ПВО. В состав ССПД на направле­ниях обмена входят технические средства рас­пределения и коммутации каналов связи, оконечное оборудование для обмена информацией по цифровым и аналоговым каналам связи, цифровые радиорелейные станции, станции фиксированной спутниковой связи, аппаратура оперативно-командной связи.

В качестве ТРЛК ДН при реконструкции позиций двойного назначения на данном этапе использовались ТРЛК «Лира Т», доработанные ТРЛК «Утес Т», а также специально разрабо­танные для этих целей РЛК ДН «Сопка-2».

Трехкоординатный стационарный РЛК ДН «Сопка-2» предназначен для оснащения ТРЛП ДН Росавиации и РТП ДН Минобороны России. В состав комплекса входят первичный обзорный радиолокатор (ПОРЛ) с твердотель­ным передающим устройством, моноимпульс- ный вторичный радиолокатор (МВРЛ) и на­земный радиолокационный запросчик (НРЗ) единой системы государственного радиолока­ционного опознавания (ЕС ГРЛО).

РЛК ДН обеспечивает: обнаружение воз­душных объектов (ВО); измерение дальности, азимута и угла места (высоты) ВО; опреде­ление государственной принадлежности ВО; получение дополнительной (полетной) инфор­мации по каналу ЕС ГРЛО; определение коор­динат и получение дополнительной (полетной) информации, передаваемой бортовыми ответ­чиками по стандарту RBS; обобщение радио­локационной информации, получаемой по ка­налам ПОРЛ, МВРЛ и ГРЛО; автоматический и полуавтоматический режимы сопровождения ВО; отбор и выдачу информации потребителям по согласованным протоколам; регистрацию и документирование обрабатываемой и выда­ваемой информации; сбор, обработку, отобра­жение и выдачу информации о техническом состоянии аппаратуры и готовности комплекса.

Отличительными признаками РЛК ДН «Сопка-2» являются:

  • применение твердотельного передаю­щего устройства с модульным построением и высокой надежностью;
  • использование фазированных антенных решеток без активных элементов;
  • цифровое формирование и цифровая обработка сигналов на радиочастоте, высокая степень интеграции устройств цифровой об­работки;
  • использование опорно-поворотного устройства с безредукторным приводом;
  • возможность функционирования РЛК без присутствия обслуживающего персонала, с использованием дистанционного управления и контроля технического состояния;
  • 100%-ное дублирование аппаратуры РЛК (кроме антенного модуля);
  • низкие эксплуатационные расходы.

Аппаратура РЛК смонтирована в двух мобильных зданиях системы «Универсал», имеющих все необходимые условия для рабо­ты аппаратуры и персонала.

Выполненные в рамках ФЦП «Совер­шенствование ФСР и КВП (2007-2015 гг.)» мероприятия позволили существенно увели­чить площадь контролируемого Минобороны России воздушного пространства, сократить расход ресурса радиоэлектронной техники Минобороны России и обеспечить требуемый уровень безопасности воздушного движения за счет снижения риска катастроф более чем в 3 раза. В то же время реализация информа­ционно-технического взаимодействия ведом­ственных радиолокационных систем Минобороны России и Минтранса России не позволяет достичь высокой степени их интеграции, что ведет, в конечном счете, к существенным огра­ничениям пространственных и функциональ­ных возможностей единой системы.

В связи с этим основным содержани­ем работ по развитию ФСР и КВП на совре­менном, III этапе, начавшемся в 2016 г. и ох­ватывающем ближайшую и среднесрочную перспективу, является формирование единого информационного пространства о состоянии воздушной обстановки (ЕИП ВО) для реше­ния задач в сфере использования и контроля воздушного пространства органами управле­ния Минобороны России, Минтранса России и других министерств и ведомств (МЧС, МВД, ФСБ, ФТС России и т. д.).

Необходимо отметить, что на направ­ления развития ФСР и КВП на современном этапе существенно влияет реформирование организационных структур ВС РФ, прежде всего создание Воздушно-космических сил и развертывание системы ВКО России, в состав которой входят силы и средства разведки и контроля воздушного пространства. Это выра­жается в уточнении содержания решаемых за­дач и в предъявлении ряда качественно новых требований к ФСР и КВП со стороны системы ВКО России. Если ранее основные усилия ФСР и КВП были направлены на решение задач кон­троля воздушного пространства в мирное время, то теперь на первый план выдвигаются задачи предупреждения о воздушном нападении и ин­формационного обеспечения боевых действий по отражению ударов средств воздушного на­падения (СВН).

Место ФСР и КВП в системе ВКО Россий­ской Федерации представлено на рис. 2.

 

Рис. 2. Место ФСР и КВП в системе ВКО Российской Федерации

 

В статье Г. П. Бендерского «Система раз­ведки и контроля воздушного пространства Рос­сийской Федерации» отмечено, что, исходя из необходимости формирования ЕИП ВО в усло­виях создания системы ВКО России, основными направлениями развития ФСР и КВП на ближай­шую и долгосрочную перспективу являются:

1) завершение полномасштабного раз­вертывания ФСР и КВП на всей территории страны;

2) интеграция в систему ВКО действу­ющих фрагментов ФСР и КВП в зонах ответ­ственности за ПВО;

3) поэтапное создание интегрированной радиолокационной системы двойного назна­чения (ИРЛС ДН) путем эволюционного раз­вития ЕАРЛС.

Реализация указанных направлений раз­вития будет осуществляться на основе выпол­нения комплекса взаимосвязанных мероприятий в рамках Государственной программы вооружения (ГПВ) и Государственных (феде­ральных) программ Российской Федерации «Обеспечение обороноспособности страны», «Модернизация ЕС ОрВД» и «Развитие обо­ронно-промышленного комплекса Российской Федерации».

Завершение полномасштабного развер­тывания ФСР и КВП на всей территории стра­ны предполагает:

  • комплексное техническое перевооруже­ние радиотехнических подразделений и частей ВС РФ на современные и перспективные сред­ства радиолокации и автоматизации, включая оснащение унифицированными источниками информации двойного назначения (УИИ ДН) в качестве РЛС дежурного режима;
  • проведение реконструкции ТРЛП ДН Ро­савиации по уточненному графику для обеспече­ния их функционирования в составе ФСР и КВП;
  • завершение развертывания СИТВ во всех укрупненных центрах ЕС ОрВД и про­ведение модернизации действующих СИТВ с использованием унифицированных КПТС для замены оборудования, выслужившего установ­ленные сроки, и для обеспечения функциони­рования СИТВ в новой структуре ВС РФ;
  • развертывание подсистемы освещения воздушной обстановки в Арктике с оснащени­ем радиотехнических подразделений новым поколением автоматических РЛС с автоном­ными источниками электропитания;
  • проведение модернизации ЕАРЛС в ин­тересах повышения эффективности использо­вания радиолокационной, полетной и плано­вой информации, получаемой органами ПВО (ВКО) от органов ЕС ОрВД;
  • реализацию методов автоматической идентификации воздушных объектов по сте­пени их опасности на основе комплексного использования средств государственного опо­знавания, средств ВРЛ, функционирующих в режимах систем RBS, Mk-10 и режиме дис­кретного адресного запроса S, а также средств системы АЗН-В;
  • создание межведомственных систем контроля за полетами беспилотных летатель­ных аппаратов (БПЛА) и малой авиации в ниж­нем воздушном пространстве над мегаполиса­ми (в первую очередь в Московском регионе).

В интересах интеграции в систему ВКО действующих фрагментов ФСР и КВП в зонах ответственности за ПВО целесообразно прове­сти следующие основные мероприятия:

  • организация информационно-техниче­ского сопряжения средств ФСР и КВП, в том числе подсистемы освещения воздушной об­становки в Арктике, с новыми средствами сис­темы ВКО на основе разработки и внедрения унифицированных протоколов функциональ­ного взаимодействия;
  • подключение качественно новых радио­локационных источников информации, обеспе­чивающих обнаружение и сопровождение всех типов аэродинамических аппаратов, включая гиперзвуковые летательные аппараты (ГЗЛА), а так­же перспективных типов баллистических целей;
  • разработка новых нормативных доку­ментов (ГОСТ и т. п.) по сопряжению информа­ционных и управляющих систем, единой сис­теме классификации воздушно-космических объектов и другим вопросам.

Создание ИРЛС ДН путем эволюционно­го развития ЕАРЛС направлено на формирова­ние единого информационного пространства о состоянии воздушной обстановки (ЕИП ВО) и информационное обеспечение органов управле­ния Минобороны России, Росавиации и других ведомств для решения задач в сфере исполь­зования и контроля воздушного пространства.

ИРЛС ДН позволит исключить ведом­ственные и системные противоречия за счет внедрения базовых информационных техноло­гий наблюдения и контроля воздушного пространства, применения модернизированных и перспективных средств радиолокации, автома­тизации и связи прежде всего двойного назна­чения, а также проведения единой технической политики в сфере использования и контроля воздушного пространства.

ИРЛС ДН будет представлять собой меж­ведомственную информационно-телекомму­никационную сеть, в которую объединятся организационные и технические ресурсы ведомственных систем наблюдения и контро­ля воздушного пространства. С системотех­нической точки зрения ИРЛС ДН является вневедомственной системой, построенной по территориальному принципу. С организацион­ной точки зрения сохраняется ведомственная принадлежность отдельных организационных структур и технических средств ИРЛС ДН.

В состав перспективной ИРЛС ДН вой­дут следующие подсистемы:

  • сеть унифицированных источников ин­формации двойного назначения (УИИ ДН), обе­спечивающих добывание, обработку и выдачу информации о воздушной обстановке в соот­ветствии с потребностями органов управления Минобороны России, Минтранса России и дру­гих ведомств для решения задач в сфере исполь­зования и контроля воздушного пространства;
  • сеть территориальных центров со­вместной обработки информации (ТЦ СОИ) о воздушной обстановке, обеспечивающих формирование и распределение единого информационного пространства о состоянии воздушной обстановки в интересах органов управления Минобороны России, Минтранса России и других ведомств;
  • интегрированная цифровая телекомму­никационная сеть (ИЦТС), обеспечивающая обмен информацией между элементами ИРЛС ДН и потребителями ЕИП ВО Минобороны России, Минтранса России и других ведомств.

Управление объединенными вычислитель­ными, информационными и телекоммуникацион­ными ресурсами ИРЛС ДН, в том числе распреде­лением фрагментов ЕИП между пользователями, должно осуществляться диспетчером единого информационного пространства, представляю­щим собой аппаратно-программный комплекс, функционирующий в автоматическом режиме.

Существенными отличиями создаваемой ИРЛС ДН являются:

  • реализация единого информационного пространства о состоянии воздушной обста­новки, удовлетворяющего требованиям раз­личных пользователей;
  • доступ любого пользователя ЕИП к ин­формации любого УИИ ДН или ТЦ СОИ с учетом заданных ограничений полномочий доступа;
  • неограниченное количество абонентов и направлений информационно-технического взаимодействия в системе;
  • согласованность функционирования всех подсистем и элементов ИРЛС ДН по еди­ному алгоритму;
  • межведомственная унификация техни­ческих средств, программного, информацион­ного обеспечения и протоколов информацион­ного взаимодействия.

Основные элементы ИРЛС ДН - уни­фицированные источники информации двой­ного назначения и территориальные центры совместной обработки информации будут создаваться с учетом новых требований к ФСР и КВП со стороны системы ВКО Российской Федерации.

Таким образом, ФСР и КВП за 25 лет становления и развития сформировалась как сложная техническая система, без которой не­возможно эффективное решение важных задач противовоздушной обороны и управления воз­душным движением. В перспективе ожидается дальнейшее повышение роли ФСР и КВП пре­жде всего в рамках создаваемой системы ВКО Российской Федерации.

Об авторе

Г. П. Бендерский
ПАО «НПО «Алмаз» имени академика А.А. Расплетина
Россия


Для цитирования:


Бендерский Г.П. 25 лет федеральной системе разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации: этапы становления и развития. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2019;(1):6-12.

Просмотров: 52


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0542 (Print)