Перейти к:
Математическое моделирование тепловых процессов при фрезеровании сложнопрофильных деталей из алюминиевых сплавов
https://doi.org/10.38013/2542-0542-2019-2-65-70
Аннотация
Ключевые слова
Для цитирования:
Жиляев А.С., Кугультинов С.Д. Математическое моделирование тепловых процессов при фрезеровании сложнопрофильных деталей из алюминиевых сплавов. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2019;(2):65-70. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2019-2-65-70
For citation:
Zhiliaev A.S., Kugultinov S.D. Mathematical simulation of thermal processes when milling aluminum alloy formed parts. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2019;(2):65-70. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2019-2-65-70
Алюминиевые сплавы широко используются для производства изделий аэрокосмической отрасли - «крылатый металл» обладает высокой прочностью, малым удельным весом и коррозионной стойкостью. Кроме того, алюминиевые сплавы широкое применяются и во многих других отраслях.
Изготовление деталей сложного профиля из алюминиевых сплавов с необходимостью обеспечения точности получения отдельных поверхностей по 7-8-му квалитету требует применения высокоточного современного металлорежущего оборудования, использования передовых технологий и работы высококвалифицированных специалистов для достижения необходимого качества.
Точность геометрических размеров и возможные макропогрешности получаемых в процессе фрезерования поверхностей во многом зависят от протекающих в зоне резания тепловых процессов. Зачастую из-за их действия происходит коробление деталей сложного профиля, особенно крупногабаритных.
В связи с вышесказанным математическое моделирование тепловых процессов, протекающих при формировании механической обработкой резанием поверхностей сложного профиля, является актуальной задачей, решение которой позволит существенно повысить качество выпускаемой продукции.
Как известно из многочисленных исследований [1-3], практически вся работа, совершаемая при обработке резанием, переходит в теплоту, которая распределяется между заготовкой, стружкой, инструментом и окружающей средой.
Таким образом, уравнение теплового баланса можно представить в виде
Q’1 + Q’2 + Q’3 = Q1 + Q2 + Q3 + Q4
где Q’1 - количество теплоты, эквивалентное энергии, затраченной на деформирование и разрушение при стружкообразовании поверхностного слоя;
Q’2 - количество теплоты, эквивалентное работе сил трения при контакте передней поверхности зуба фрезы и деформированного материала;
Q’3 - количество теплоты, эквивалентное работе сил трения на задней поверхности зуба фрезы при переходе деформированного материала в поверхностный слой изделия;
Q1 - количество теплоты, уходящее в стружку;
Q2 - количество теплоты, уходящее в деталь;
Q3 - количество теплоты, уходящее во фрезу;
Q4 - количество теплоты, уходящее в окружающую среду.
При моделировании тепловых процессов при фрезеровании алюминиевого сплава АМг3 были приняты следующие допущения:
- каждое из твердых тел, участвующих в обработке (заготовка, фреза), однородно и изотропно;
- в процессе теплопередачи не происходят фазовые превращения;
- количество теплоты, выделяющейся в процессе резания, эквивалентно работе резания;
- теплообмен наружных поверхностей с окружающей средой отсутствует;
- коэффициент теплопроводности не зависит от температуры;
- плотность внутренних источников теплоты равна нулю (qB = 0);
- сила трения по задней контактной поверхности фрезы не учитывается, так как она очень мала [4].
Исходя из дифференциального уравнения теплопроводности в общем виде и принятых допущений, получаем уравнение в декартовых координатах:
где T - величина температурного поля точки тела с координатами x, y, z; ρ - плотность материала;
cp - удельная массовая теплоемкость;
λ - коэффициент теплопроводности.
Интегрируя выражение (1) по исследуемым параметрам (координатам, времени), определим характер температурных полей на гранях режущего инструмента. При фрезеровании режущий клин зуба фрезы подвергается циклическому процессу нагрева и охлаждения, соответственно граничные условия определяются как
где Lx и Ly - размеры источника теплоты, возникающего на режущем клине;
q(x, y, t) - плотность теплового потока.
Математическое выражение, описывающее температурное поле, которое возникает под действием мгновенного точечного теплового источника, имеет вид:
где Q - количество теплоты, внесенной в тело источником;
τ - время, прошедшее с момента теплового импульса;
ω - коэффициент температуропроводности; R - расстояние от места вспышки теплового источника до точки тела с координатами x, y, z.
Расстояние от места вспышки теплового источника определяется по формуле
где хи, уи, zH - координаты места вспышки теплового источника.
Общая мощность тепловыделения W в процессе фрезерования эквивалентна механической работе деформирования материала и работе сил трения на контактных поверхностях инструмента и определяется выражением:
где Pz - тангенциальная составляющая силы резания;
ν - скорость резания.
Главная составляющая силы резания Pz определяется по формуле
где Cpz - коэффициент, зависящий от условий обработки и вида обрабатываемого материала;
xPz, yPz, zPz - показатели степени, учитывающие влияние на силу резания глубины (t), подачи (S ) и скорости резания соответственно (v);
k1, k2, k3 - поправочные коэффициенты, учитывающие влияние условий обработки.
Температура резания определялась из выражения (2) с учетом силы резания, справочных коэффициентов [5-7] и теплофизических характеристик материалов, приведенных в таблице [8, 9].
Теплофизические характеристики компонентов технологической системы
Элемент технологической системы и ее материал |
Деталь АМг3 |
Фреза ВК8 |
---|---|---|
Коэффициент теплопроводности λ, Вт/(м⋅К) |
208 |
54,4 |
Удельная массовая теплоемкость с, МДж/(м3-К) |
880 |
720 |
Коэффициент температуропроводности ω, мм2/с |
84 |
24,6 |
По результатам расчетов построены диаграммы, демонстрирующие зависимость температуры от режимов обработки (рис. 1, 2).


Для уточнения полученной математической модели были проведены экспериментальные исследования в процессе механической обработки образцов размерами 360x130x25 мм из сплава АМг3. Экспериментальные исследования по определению зависимости температуры резания от режимов резания проводились по принципу однофакторного эксперимента - изменялся только тот фактор процесса резания, влияние которого нужно было определить, а все остальные в течение всего опыта оставались неизменными.
Фрезерование проводилось на обрабатывающем центре с ЧПУ монолитной концевой фрезой Ø16 мм, установленной в патрон с термозажимом для высокоскоростной обработки.
Режимы резания назначались в следующих диапазонах:
- глубина резания t = 1-5 мм;
- минутная подача S = 1500 -5000 мм/мин;
- скорость резания v = 300-900 м/мин.
Температура резания измерялась терморадиационным способом пирометром Raynger MX4, а для изучения температурного поля использовался тепловизор SDSHotFind8. Перед использованием для определения точного коэффициента излучения проведена тарировка пирометра с помощью термопары. Точность измерения температуры составляла ±1 °С при температуре окружающей среды 23 °C. Согласно техническим характеристикам, пирометр может использоваться для непрерывного измерения и записи результатов измерения температуры с интервалом 250 мс с последующим построением термограмм, что позволяет определять контактные температуры в зоне резания с необходимой точностью. Частота кадров при съемке тепловизором составляет 50 Гц. Используемая аппаратура имеет возможность вычислять средние, максимальные, минимальные и дифференциальные температуры и отображать их на цифровом дисплее в градусах Цельсия. Тепловизор имеет функцию автоопределения участка с самой высокой температурой. Схема измерения температуры приведена на рис. 3.
Рис. 3. Схема измерения температуры при фрезеровании:
1 - заготовка; 2 - фреза; 3 - пирометр; 4 - тепловизор
На основе результатов экспериментальных исследований по влиянию режимов резания на температуру в зоне резания, приведенных в виде диаграммы на рис. 4 и частично описанных ранее [10, 11], была получена зависимость температуры резания от режимов резания (8):

Для повышения достоверности замеров температуры в ходе эксперимента проведена съемка тепловизором. Снимок температурного поля зоны резания в процессе фрезерования детали приведен на рис. 5.
Рис. 5. Температурное поле в процессе фрезерования
Полученные экспериментальные значения позволяют считать верификацию результатов выражений (2) и (3), вычисленных аналитическим и эмпирическим путем соответственно, на уровне 91 %.
Итак, была составлена математическая модель и выполнено ее уточнение по результатам экспериментальных работ. Данные, приведенные на рис. 1, 2, 4 и 5, демонстрируют, что значения температуры, полученные аналитически, на 91 % совпадают с данными эксперимента и находятся в диапазоне 200-300 °С.
Установлено, что наибольшее воздействие на температуру в зоне резания оказывает скорость резания. Это объясняется одновременно действующими факторами: пластической и упругой деформацией обрабатываемого материала и изнашиванием режущего инструмента.
Полученные зависимости (2) и (3) позволяют с достаточной для практики точностью рассчитать температуру в зоне резания при обработке алюминиевых сплавов. Диаграммы, представленные на рис. 1, 2, 4, в рассматриваемом диапазоне значений показывают, что наибольшее влияние на температуру оказывает скорость резания:
- увеличение глубины резания на 10 % приводит к повышению температуры резания на 3,3 %;
- увеличение скорости резания на 10 % приводит к повышению температуры резания на 4 %;
- увеличение подачи на 10 % приводит к повышению температуры резания на 3,6 %.
Для минимизации температурных напряжений, приводящих к короблению деталей сложного профиля, следует на этапе подготовки производства назначать режимы резания по результатам расчета температуры, обеспечивая наибольшую производительность процесса обработки в диапазоне допустимых температурных деформаций. На основе полученных результатов и согласно положениям теории скоростной обработки [12] наиболее целесообразно увеличивать глубину резания или скорость резания с одновременным уменьшением снимаемого припуска до 10 % от диаметра фрезы.
Благодаря проведению экспериментальных работ удалось стабилизировать процесс фрезерования крупногабаритных деталей сложного профиля, устранить деформации, возникающие в результате действия термических напряжений, повысить процент выхода годных изделий и сократить технологический цикл производства за счет уменьшения количества операций термической обработки и финишных доводочных операций.
Об авторах
А. С. ЖиляевРоссия
С. Д. Кугультинов
Россия
Рецензия
Для цитирования:
Жиляев А.С., Кугультинов С.Д. Математическое моделирование тепловых процессов при фрезеровании сложнопрофильных деталей из алюминиевых сплавов. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2019;(2):65-70. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2019-2-65-70
For citation:
Zhiliaev A.S., Kugultinov S.D. Mathematical simulation of thermal processes when milling aluminum alloy formed parts. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2019;(2):65-70. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2019-2-65-70