Перейти к:
Исследование зависимости баллистических характеристик ракет от параметров атмосферы
https://doi.org/10.38013/2542-0542-2018-3-37-47
Аннотация
Ключевые слова
Для цитирования:
Правидло М.Н., Королёв А.Ю., Быков Л.В. Исследование зависимости баллистических характеристик ракет от параметров атмосферы. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2018;(3):37-47. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2018-3-37-47
For citation:
Pravidlo M.N., Korolev A.Y., Bykov L.V. Investigation into the dependence of ballistic characteristics of rockets on atmospheric parameters. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2018;(3):37-47. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2018-3-37-47
Введение
Одним из важных направлений в повышении точности расчета баллистических характеристик (БХ) ракеты как средства поражения является учет параметров атмосферы (ПА), актуальных для различных условий применения. Данные ПА могут быть определены либо как средние месячные значения для различных широт или отдельных участков поверхности Земли [1], либо как значения, полученные для заданного места и заданного времени по результатам запуска радиозонда.
При проектировании средств ракетного поражения многие предприятия-разработчики используют модель стандартной атмосферы (CA) (ГОСТ 4401-81). Данная модель составлена при условии, что с увеличением высоты над уровнем моря H (км) температура воздуха tB (°C) вначале линейно уменьшается от 15 °С на нулевой высоте (H = 0 км) до -56,5 °С на высоте H, равной 11 км, затем держится на постоянном значении -56,5 °С до высоты H = 20 км и далее увеличивается, пока не достигает значения -2,5 °С при H = 47,4 км. При этом остальные ПА определяются при проектировании из уравнений, указанных в приложении к ГОСТ 4401-81 «Основные положения и формулы для расчета параметров стандартной атмосферы», в которых tB также является функцией высоты над уровнем моря.
Однако в реальных условиях ПА, помимо высоты, зависят также от широты Земли и погодных условий, установившихся в конкретное время на конкретной местности. Так, исходя из уравнения состояния идеального газа, для одного и того же значения атмосферного давления ра при tB =-30 °C плотность воздуха рв будет на 19 % больше, чем при tB = 15 °C. Следовательно, если на некотором участке земной поверхности при H = 0 установилась температура tB = -30 и атмосферное давление ра близко к стандартному, то в этом месте плотность воздуха ρв будет примерно на 19 % больше, чем ρв по ГОСТ 4401-81. Из приведенного примера видно, что модель СА способна дать только усредненную оценку ПА, что может привести к погрешностям в расчете БХ ракеты для реальных погодных условий, отличающихся от условий СА.
Более точные данные о ПА, соответствующие заданным времени и месту, можно получить с помощью радиозондирования атмосферы, которое регулярно проводится на станциях метеонаблюдения. Использование таких данных должно повысить точность расчетов при решении задач, требующих оценку БХ средств ракетного поражения в реальных условиях применения, при которых возможно заметное отличие ПА от стандартных значений из ГОСТ 4401-81.
Сравнение стандартной атмосферы и моделей атмосферы по данным радиозондирования
Проведем сравнительный анализ модели СА (МСА) и нескольких эмпирических моделей атмосферы (ЭМА) в диапазоне высот от уровня земли до H = 30 км. Для этого возьмем модель атмосферы из ГОСТ 4401-81 и четыре ЭМА, определенные на основании зависимости tB от H. Зависимости tB(H) взяты из работы [2] и соответствуют данным аэрологических зондирований атмосферы, проведенных в январе и июле 2017 г. на различных станциях метеонаблюдения. Информация об этих станциях, а также датах и времени проведения зондирований представлена в табл. 1.
Таблица 1
Информация о станциях метеонаблюдения и времени зондирования
Номер станции метеонаблюдения |
Ближайший город |
Государство |
Дата и время проведения зондирования |
---|---|---|---|
24 266 |
Верхоянск |
Россия |
30 января 2017 г., 12:00 UTC |
34 882 |
Астрахань |
30 января 2017 г., 12:00 UTC |
|
34 882 |
Астрахань |
24 июля 2017 г., 12:00 UTC |
|
40 417 |
Эд-Даммам |
Саудовская Аравия |
24 июля 2017 г., 12:00 UTC |
Сравним зависимости температуры воздуха tB от высоты H.
У всех четырех рассмотренных ЭМА имеются заметные отличия в характере изменения температуры воздуха по высоте от значений МСА (рис. 1). При этом отличаются как скорость изменения температуры воздуха по высоте, так и расположение границы между тропосферой и стратосферой. Если в МСА верхняя граница тропосферы находится на высоте H =11 км, то в ЭМА на приполярных широтах данная граница может опускаться до высоты менее 9 км, а на широтах, близких к экватору, она поднимается до высоты более 15 км.

Зная tB (H), определим зависимости скорости звука а (м/с) и динамического коэффициента вязкости воздуха μΒ (Па∙с) от высоты:
Выражения (1) и (2) заимствованы из обязательного приложения «Основные положения и формулы для расчета параметров стандартной атмосферы» к ГОСТ 4401-81. При этом данные выражения в рассматриваемом диапазоне высот справедливы не только для МСА, но и для любой другой модели атмосферы Земли, так как соотношение газов, составляющих воздух, является примерно постоянным во всем околоземном пространстве вплоть до H = 90...95 км. Зависимости a(H) и μΒ( H) для МСА и ЭМА представлены на рис. 2.

Характер изменения а и μΒ по высоте H аналогичен характеру изменения tB от Н для соответствующих моделей атмосферы (см. рис. 2). Зависимость a(H) позволяет определить число Маха при известной скорости набегающего потока, а с помощью μΒ(H) может быть рассчитано число Рейнольдса. Значения чисел Маха и Рейнольдса используются при подготовке исходных данных по аэродинамике для последующего определения БХ ракеты.
Теперь определим зависимости атмосферного давления pа (Па) и плотности воздуха ρв (кг/м3) от высоты H для МСА и четырех моделей ЭМА, рассмотренных ранее. Для этого решим систему двух уравнений - состояния идеального газа и статики атмосферы:
где ра (Па) - атмосферное давление на уровне земли, pa = pа0;
Н (км) - высота уровня земли относительно уровня моря, H = H0;
g (м/с2) - ускорение свободного падения, определяемое выражением
где Ψ3 (град) - широта Земли.
Уравнения (3) и (4) заимствованы из приложения к ГОСТ 4401-81 «Основные положения и формулы для расчета параметров стандартной атмосферы» и применимы в рассматриваемом диапазоне высот не только для МСА, но и для любой другой модели земной атмосферы, включая рассмотренные ЭМА.
Выражение (5), в свою очередь, взято из книги [3]. Значения Ψ3, H0 и pa0 представлены в табл. 2.
Значения Ψ3, H0 и pa0 для МСА взяты из ГОСТ 4401-81, а для ЭМА - из работы [2].
Модель атмосферы |
Город |
Месяц |
Параметр |
||
---|---|---|---|---|---|
Ψ3, град. |
H0, км |
pа0, Па |
|||
СА |
- |
- |
45,3 |
0 |
101 325 |
ЭМА |
Верхоянск |
Январь |
67,6 |
0,138 |
98 800 |
Астрахань |
46,3 |
-0,022 |
103 100 |
||
Астрахань |
Июль |
46,3 |
-0,022 |
101 200 |
|
Эд-Даммам |
26,4 |
0,012 |
99 400 |
Решив систему уравнений (3) и (4) с учетом данных из табл. 2, сравним зависимости ра( H) и рв (H) по модели СА и рассмотренным ЭМА. Для этого представим значения ра и рв в ЭМА как процентные отклонения относительно ра и ρв в МСА - δρΆ (%) и δρв (%). Зависимости δpa(И) и δρB(И) для четырех ЭМА показаны на рис. 3.

Как видно из рис. 3, а, атмосферное давление ρв в ЭМА заметно отличается от ρв в МСА. При этом наибольшие значения ρв достигаются на средних и больших высотах. Уменьшение значения ра относительно значений СА характерно для январских ЭМА, а увеличение - для июльских. Зависимость ρв (H) используется при расчете БХ ракеты как величина, определяющая высотную поправку к силе тяги двигательной установки (ДУ).
На рис. 3, б также видны отличия между значениями плотности воздуха рв по МСА и ЭМА. На малых высотах наибольшие значения рв достигаются в ЭМА для Верхоянска, а наименьшие - для Эд-Даммама. На больших высотах ситуация становится противоположной: наибольшей плотность воздуха оказывается над Эд-Даммамом и Астраханью в июле, а наименьшей - над Верхоянском. Зависимость pB(H) используется при определении скоростного напора и числа Рейнольдса.
Исходя из проведенного сравнительного анализа МСА и ЭМА, можно сделать вывод, что рассмотренные модели атмосферы имеют заметные отличия. Для диапазона высот от уровня земли до высоты 30 км разница по скорости звука между СА и ЭМА находится в пределах 7...11 %, по динамическому коэффициенту вязкости воздуха - 11...17 %, по атмосферному давлению - 14...17 %, а по плотности воздуха - 22...26 %. Наибольшие отклонения ПА от стандартных значений по ГОСТ 4401-81 наблюдаются в ЭМА, соответствующих Верхоянску и Эд-Даммаму.
Методика подготовки исходных данных по аэродинамическим характеристикам управляемой ракеты для расчета ее баллистических характеристик с учетом принятой модели атмосферы
Для расчета БХ управляемой ракеты в качестве исходных данных обычно используются коэффициенты аэродинамических сил и моментов, действующих на ракету в полете:
- сха - коэффициент лобового сопротивления в скоростной системе координат (ССК),
- суа - коэффициент подъемной силы в
ССК,
- Cza - коэффициент боковой силы в ССК,
- mx - коэффициент момента крена в связанной системе координат (СвСК),
- mу - коэффициент момента рыскания в СвСК,
- mz - коэффициент момента тангажа в СвСК.
В данной работе рассматривается полет ракеты в двумерной постановке. Поэтому коэффициенты сzа, mx и mу принимаются равными нулю.
При определении коэффициентов аэродинамических сил и моментов на основе экспериментальных исследований модели ракеты в аэродинамической трубе (АДТ) результаты экспериментальных исследований представляются в виде трех таблично заданных функций:
где α - угол атаки, град.;
М - число Маха (критерий подобия, характеризующий сжимаемость набегающего потока);
δ - угол отклонения руля в продольном канале, град.
Вместе с результатами экспериментальных исследований в АДТ также представляется информация об условиях проведения эксперимента, в том числе:
- масштаб модели по отношению к натурному изделию;
- характерная площадь (например, площадь миделя корпуса модели);
- значения числа Рейнольдса набегающего потока на единицу длины (ReTpy6).
Число ReTpy6 представляет собой критерий подобия, характеризующий вязкость набегающего потока [4], и определяется выражением
где V - скорость набегающего потока, м/с, связанная с числом Маха через соотношение
Диапазон чисел Маха, при которых проводится эксперимент, должен соответствовать диапазону чисел Маха полета натурного изделия. Как правило, программа эксперимента в АДТ обеспечивает подобие по числу Маха с натурным полетом.
Подобие по числу Рейнольдса при обтекании модели в АДТ и в полете натурного изделия не обеспечивается из-за масштабного эффекта, а также вследствие зависимости коэффициента динамической вязкости µв, плотности воздуха ρв и скорости звука а от высоты. Поэтому пересчет результатов эксперимента для определения аэродинамических коэффициентов натурного изделия при натурных числах Re необходим.
Исследования, проведенные во ФГУП «ЦАГИ», позволяют считать, что для ракетных компоновок коэффициент подъемной силы суа и коэффициент момента тангажа mz не зависят от числа Re в широком диапазоне углов атаки. Следовательно, от числа Re зависит только коэффициент лобового сопротивления сха, определяемый выражением
где сх0 - коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъемной силе, определяемый по формулам
Cхаi - коэффициент индуктивного сопротивления;
схд - коэффициент сопротивления давления;
cxf - коэффициент сопротивления трения;
схдон - коэффициент донного сопротивления.
Выражение (9) используется для определения коэффициента сх0 на активном участке полета ракеты, а выражение (10) - для определения сх0 на пассивном участке [4, 5].
Считается, что коэффициенты схд и схдон являются функциями числа Маха и не зависят от числа Рейнольдса, а коэффициент Cхf зависит и от M, и от Re. Коэффициент Cхаi, в свою очередь, представляет собой функцию числа М, угла атаки α и угла отклонения руля в продольном канале δ, и аналогично схд и схдон не зависят от числа Re.
Таким образом, пересчет результатов эксперимента для определения аэродинамических коэффициентов натурного изделия сводится к следующим этапам:
- расчет коэффициента Cхf модели при числах Re, соответствующих условиям ее обтекания в АДТ;
- расчет коэффициента Cfнатурного изделия при числах Re, соответствующих условиям натурного полета;
- вычитание из Cx0 коэффициента Cхf модели и прибавка к полученной разности Cxf натурного изделия;
- добавление в Cx0 слагаемых, учитывающих отличие состояния поверхности натурного изделия от состояния поверхности модели изделия.
Поскольку коэффициент динамической вязкости, плотность воздуха и скорость звука зависят от высоты Н над уровнем моря, то значение числа Рейнольдса на 1 м длины также зависит от высоты. Следовательно, коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъемной силе для натурного изделия можно представить в виде зависимости Cx0 (М, Н). Следует отметить, что зависимости а (Н , μв (Н) и ρв(H) различны для разных моделей атмосферы (см. рис. 2 и 3, б). Поэтому зависимости Cx0 (М, Н) натурного изделия для разных моделей атмосферы также различны.
Исходные данные для расчета баллистических характеристик гипотетической ракеты класса «воздух - воздух»
Рассмотрим полет гипотетической ракеты класса «воздух - воздух» при условии, что носитель и цель летят навстречу друг другу в одной вертикальной плоскости на одной высоте Hн/ц (км) и с одинаковой скоростью Vн/ц = 400 м/с. Для оценки БХ ракеты, стартующей с носителя, исследуем вначале 30 условий пуска в диапазоне Нн/ц = 0,5...15 км (с шагом 0,5 км) для каждой модели атмосферы. На основании проведенного исследования можно определить зоны возможных пусков и поражения. Для всех условий пуска принято считать, что ракета летит по прямолинейной траектории, а зоны возможных пусков и поражения определяются следующими ограничениями полетных параметров:
- текущая скорость полета ракеты Vр > Vц;
- текущая располагаемая перегрузка ракеты nрасп > 3
- максимальное время управляемого полета t <170 с.
Для того чтобы рассмотреть влияние ПА на энергетические характеристики ДУ, примем температуру топлива tт одинаковой для всех рассматриваемых моделей атмосферы. В этом случае тяга двигательной установки R (Н) будет зависеть от модели атмосферы только по составляющей высотной поправки:
R (H ) = R0 + ΔR, (11)
где R0 - тяга ДУ на нулевой высоте для условий СА, соответствующая принятому значению tт;
∆R - высотная поправка к тяге ДУ, определяемая по формуле
где ра0СА - атмосферное давление на нулевой высоте в СА, ра0СА = 101 325 Па;
ра - атмосферное давление на высоте H (зависит от модели атмосферы);
Sвых - площадь выходного сечения сопла, м2.
При расчете БХ рассматриваемой гипотетической ракеты аэродинамические коэффициенты Cxai и Cya используются на режимах продольной балансировки:
Зависимость δбал(α, М) определяется из численного решения уравнений продольной балансировки для набора значений α и М при mz (α,М, δ) = 0.
Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъемной силе cx 0 определен по изложенной выше методике. На рис. 4 показаны зависимости cx0 от числа Маха для четырех высот H (0, 10, 20 и 30 км) в условиях СА. Данные зависимости соответствуют пассивному участку полета. Рассматриваемый диапазон чисел Маха М = 0,8...6.

При проведении баллистических расчетов было принято допущение, что во всех рассматриваемых моделях атмосферы скорость ветра Vв (м/с) равна нулю, и следовательно, скорость набегающего потока V равна скорости полета ракеты относительно Земли Vр.
Алгоритм расчета аэродинамических сил, действующих на гипотетическую ракету класса «воздух - воздух»
При расчете БХ ракеты исходные аэродинамические коэффициенты задаются в виде двумерных таблиц Cx0 (M, Н), Cxai бал (α, М) и Cya бал (α, М). Для определения аэродинамических сил, действующих на ракету в скоростной системе координат (ССК), - силы лобового сопротивления Qa (Н) и подъемной силы Ya (Н) - вычислительная программа обращается к блоку расчета аэродинамических сил на каждом шаге численного интегрирования уравнений движения ракеты со следующими входными параметрами: текущая скорость полета V , высота H и угол атаки α. Предварительно по значениям У и Н определяются значения числа M и плотности воздуха ρв.
Значения Qa и Ya определяются согласно выражениям
где Sхap - характерная площадь;
q - скоростной напор, определяемый по формуле
Из выражений (13)-(15) видно, что при одинаковых значениях входных параметров V, Ни α в разных моделях атмосферы аэродинамические силы, действующие на ракету, будут отличаться. Эти вызвано разницей в значениях плотности воздуха ρв для моделей СА и ЭМА. Коэффициенты Cx 0 отличаются в разных моделях атмосферы вследствие различных значений чисел М и Re, а коэффициенты Cxai бал и суабал - только от значений чисел M.
Покажем эти отличия на примере расчета силы лобового сопротивления Qa гипотетической ракеты для СА и четырех ЭМА, рассмотренных ранее. Для лучшего визуального восприятия представим значения силы лобового сопротивления Qa в ЭМА как процентные отклонения относительно Qa в СА - δQa (%). Зависимости δQa (V) показаны на рис. 5 для некоторых высот Н, на которых |δQa| достигает наибольших значений. Параметр δQa соответствует пассивному участку полета ракеты при нулевой подъемной силе аналогично рассмотренному ранее определению коэффициента cx0.

Сила Qa гипотетической ракеты, рассчитанная для ЭМА, заметно отличается от Qa в СА (см. рис. 5). Так, на уровне земли Qa достигает наибольших значений в ЭМА для Верхоянска и наименьших - в ЭМА для Эд-Даммама, а на больших высотах, наоборот, Qa становится наибольшей в июльских ЭМА и наименьшей в ЭМА для Верхоянска. В целом для рассмотренных ЭМА величина δQa находится в достаточно широком диапазоне до 47 %.
Оценка баллистических характеристик гипотетической ракеты класса «воздух - воздух» для разных моделей атмосферы
Зная значения аэродинамических сил Qa и Ya, действующих на гипотетическую ракету во время ее полета, построим для данной ракеты зоны возможных пусков и поражения, соответствующие СА и четырем ранее рассмотренным ЭМА. Графики зон возможных пусков и поражения приведены на рис. 6 в виде зависимостей максимальной горизонтальной дальности полета ракеты Dпол и максимальной горизонтальной дальности пуска ракеты Dпуск от высоты Н.

Представим значения DnycK в ЭМА в виде процентных отклонений относительно Dпуск в СА - δDпycк (%). Зависимости δDпуск (H) для четырех ЭМА показаны на рис. 7.

Зоны возможных пусков и поражения гипотетической ракеты, рассчитанные для ЭМА и СА, имеют значительные отличия (см. рис. 6). Так, при рассмотрении полета ракеты в январских ЭМА значения Dпол и Dпycк на малых высотах меньше, чем в СА, на 6 % (при H = 0,5 км), а на больших - выше на 14 % (при H = 11 км). При рассмотрении полета ракеты в июльских ЭМА прослеживается обратная ситуация: на малых высотах Dпол и Dпycк больше, чем в СА, на 6 %, а на больших - меньше на 9 %. При этом значения Dпол и Dпycк в рассмотренных ЭМА и СА становятся одинаковыми на высоте H ≈ 2,5...5,5 км. Полученная разница зон возможных пусков и поражения между СА и ЭМА говорит о том, что ПА оказывают безусловное влияние на БХ ракеты. В такой ситуации расчет внешней баллистики ракеты в СА способен дать только приблизительную оценку ее БХ.
Следовательно, при решении задач, требующих определения БХ ракеты в реальных условиях применения, когда запуск происходит в известном районе и измерение ПА для данного района представляется возможным, предпочтительно использование ЭМА вместо СА из ГОСТ 4401-81. Это относится в том числе и к задаче послепускового моделирования, когда на основании баллистического расчета, проведенного по данным телеметрической информации (ТИ), определяются отклонения аэродинамических характеристик ракеты и энергетических характеристик ее ДУ от штатных значений, заложенных в зонной модели.
Заключение
На примере гипотетической ракеты класса «воздух - воздух» определены зоны возможных пусков и поражения для СА и четырех ЭМА в диапазоне высот H = 0,5...15 км. Установлено, что БХ, рассчитанные для СА и ЭМА, могут значительно отличаться друг от друга. Так, разница по Dпол и Dпycк между СА и рассмотренными ЭМА находится в пределах 14 %.
Исходя из этого, при проведении летных испытаний ракет класса «воздух - воздух», предусматривающих измерение по данным ТИ, целесообразно определять ПА, соответствующие месту и времени проведения испытания, и учитывать их при проведении баллистических расчетов.
Данное предложение справедливо не только для ракет класса «воздух - воздух», но и для любых других средств ракетного поражения, полет которых происходит в атмосфере Земли на высотах, где измерение ПА с помощью радиозондов представляется возможным (H < 30...40 км).
Список литературы
1. Джураева Р.Ф., Таразевич С.Е. Глобальная справочная модель атмосферы на высотах от 0 до 100 километров для баллистического обеспечения ракетно-космической практики. Обнинск: Изд-во «ВНИИГМИ-МЦД», 2017. 98 с.
2. Atmospheric soundings // University of Wyoming. URL: http://weather.uwyo.edu/upperair/sounding.html (дата обращения 25.07.2017).
3. Ускорение свободного падения // Физическая энциклопедия: в 5 т. Т. 4. М.: Большая российская энциклопедия, 1994. С. 245-246.
4. Колесников Г.А., Марков В.К., Михайлюк А.А. Аэродинамика летательных аппаратов: учебник для вузов по специальности «Самолетостроение» / под ред. Г.А. Колесникова. М.: Машиностроение, 1993. 544 с.
5. Лебедев А.А., Чернобровкин Л.С. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов: учебное пособие для вузов. М.: Оборон-гиз, 1962. 549 c.
Об авторах
М. Н. ПравидлоРоссия
А. Ю. Королёв
Россия
Л. В. Быков
Россия
Рецензия
Для цитирования:
Правидло М.Н., Королёв А.Ю., Быков Л.В. Исследование зависимости баллистических характеристик ракет от параметров атмосферы. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2018;(3):37-47. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2018-3-37-47
For citation:
Pravidlo M.N., Korolev A.Y., Bykov L.V. Investigation into the dependence of ballistic characteristics of rockets on atmospheric parameters. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2018;(3):37-47. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2018-3-37-47