Перейти к:
Динамика и управление беспилотного планирующего крылатого летательного аппарата крестообразной схемы
https://doi.org/10.38013/2542-0542-2018-3-55-60
Аннотация
Ключевые слова
Для цитирования:
Полищук М.А., Полищук М.В. Динамика и управление беспилотного планирующего крылатого летательного аппарата крестообразной схемы. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2018;(3):55-60. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2018-3-55-60
For citation:
Polishchuk M.A., Polishchuk M.V. Unmanned cruciform winged glider dynamics and control. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2018;(3):55-60. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2018-3-55-60
Введение
В настоящее время беспилотные планирующие крылатые летательные аппараты (БПК ЛА), запускаемые с воздушных носителей (обычно самолетов-носителей), используются довольно часто и широко. Применение таких ЛА возможно как в гражданских целях, так и в военных. Существуют различные варианты аэродинамических компоновок БПК ЛА, однако до настоящего момента эти аэродинамические схемы не имели развитых крыльев большого удлинения. Необходимо отметить, что БПК ЛА рассматриваемого типа обычно не обладают маршевой силовой установкой на борту, что существенно усложняет вопросы, связанные с управлением такими ЛА.
Применение крыла большого удлинения на беспилотных летательных аппаратах (БЛА) рассматриваемого типа обусловлено возрастающими требованиями по дальности полета. Действительно, в большинстве случаев дальность автономного полета БПК ЛА играет существенную роль, повышая вероятность сохранности носителя [1, 2]. Например, заданная точка интереса (ТИ) может быть защищена средствами ПВО противника, или очаг лесного пожара находится ближе к центру возгорания, а чтобы до него добраться, пилоту необходимо справляться с дополнительной психофизической нагрузкой [3].
Как уже было отмечено, существуют различные схемы аэродинамических компоновок БПК ЛА рассматриваемого типа. Все они традиционно имеют Х-образный вид [3].
Аэродинамический облик
Рассмотрены несколько гипотетических аэродинамических схем БПК ЛА. Первая аэродинамическая схема (далее - вариант 1) - БПК ЛА, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным крылом и цельноповоротными рулями в хвостовой части. На данный момент эта схема является стандартной в России для создания БПК ЛА (рис. 1).
Рис. 1. БПК ЛА Х-образной схемы
БПК ЛА, выполненный по аэродинамической схеме с установленными Х-образным раскрывающимся крылом и хвостовым оперением, представляет собой второй вариант аэродинамической схемы (далее - вариант 2), которая до настоящего времени в России не использовалась (рис. 2). В работе представлены три модификации данного варианта с различными удлинениями крыла: «малое», «среднее» и «большое» (далее - варианты 2а, 2б и 2в соответственно). Рассмотрена только конфигурация с раскрытым крылом, соответственно задача отделения от самолета-носителя и полета в условиях интерференции от него не исследуется.
Рис. 2. БПК ЛА Х-образной схемы с раскрывающимся крылом
Исследование баллистических характеристик БПК ЛА
Для БПК ЛА рассматриваемых схем построена математическая модель движения, на базе которой проведено моделирование запуска БПК ЛА с фиксированными нулевыми отклонениями рулевых поверхностей. Математическая модель пространственного движения ЛА стандартна и приведена в работах [2, 4]. Выполнено моделирование нескольких вариантов компоновок БПК ЛА для двух начальных высотно-скоростных режимов - с малых и с больших высот.
Результаты моделирования баллистического полета различных вариантов БПК ЛА в вертикальной плоскости представлены на рис. 3. Максимальные относительные дальности баллистического полета рассмотренных вариантов БПК ЛА (за 100 % взята дальность полета первого варианта БПК ЛА) следующие:
- старт с малых высот: вариант 1 - 100 %, вариант 2а - 97 %, вариант 2б - 128 %, вариант 2в - 73 %;
- старт с больших высот: вариант 1 - 100 %, вариант 2а - 111 %, вариант 2б - 128 %, вариант 2в - 86 %.

Моделирование показало, что при полете по баллистике (отклонения рулей в каналах тангажа, рыскания и крена отсутствуют, δΒ= δ н= δκρ = 0°) с малых и больших высот максимальная дальность полета БПК ЛА достигается при среднем относительном удлинении крыла (вариант 2б), при этом превышение дальности в сравнении с компоновкой БПК ЛА в варианте 1 составляет 28 %.
Система управления БПК ЛА может быть условно разделена на две подсистемы: стабилизации и наведения.
Система стабилизации перегрузок и углового положения БПК ЛА
Структура системы стабилизации, реализованная ПИД-регуляторами, разработана как единая для всех полетных конфигураций (сложенное крыло и раскрытое крыло).
Продольный канал:
Здесь ΔδΒ , ΔδΗ, Δδκρ - отклонения рулей соответственно в каналах тангажа, рыскания и крена, град;
- коэффициенты усиления;
Δθ, Δγ - приращения по углам тангажа и крена, град;
Δωz, Δωy, Δωx - приращения угловых скоростей в каналах тангажа, рысканья и крена, град/с;
Δ0γπρ, γynp - заданные значения углов тангажа и крена (рассчитывается в системе управления), град;
Δθтек, 1тек - текущие значения углов тангажа и крена, град;
∆nz - приращение боковой перегрузки.
В рассматриваемой задаче предполагается, что управление осуществляется рулевыми поверхностями хвостового оперения.
Система стабилизации БПК ЛА является адаптивной и построена с учетом принципа адаптации коэффициентов усиления к текущим высотно-скоростным параметрам полета БПК ЛА. Коэффициенты усиления подбираются для различных высотно-скоростных режимов полета по методике, описанной в работах [1, 2]. Текущие значения коэффициентов вычисляются с помощью методов линейной интерполяции.
Система наведения
Задача системы наведения - формирование управляющих сигналов в систему стабилизации для выполнения той или иной задачи. Для увеличения эффективности применения БПК ЛА требуется максимизация дальности его автономного полета. При этом существует также и необходимость доставки полезной нагрузки в заданную точку. Для выполнения этих двух задач одновременно предлагается условно разделить систему наведения БПК ЛА на две подсистемы: отвечающую за автономный планирующий полет на максимально возможную дальность и за доставку БПК ЛА в заданную точку.
На рис. 4 представлена схема работы системы наведения в зависимости от профиля полета БПК ЛА.
Рис. 4. Работа системы наведения БПК ЛА
Предлагаемая система организации управления является принципиально новой для ЛА рассматриваемого типа. Необходимо подчеркнуть, что БПК ЛА, в отличие, например, от ракет, не обладает силовой установкой, что вызывает существенные сложности в организации управления особенно при его формировании для планирования на максимальную дальность.
Планирование на максимальную дальность. Интуитивно ясно, что достижение максимальной дальности возможно при полете БПК ЛА с максимальным аэродинамическим качеством.
Зависимость угла тангажа от максимального значения аэродинамического качества Kmax вычисляется из уравнений движения ЛА при снижении, приведенных в работе [4]. Введем коэффициент усиления Ktet для формирования управляющего сигнала, тогда его значение будет вычисляться следующим образом:
Значение Kmax известно для различных высотно-скоростных режимов полета по результатам продувок в аэродинамической трубе или расчетов аэродинамических характеристик. Для текущего режима полета это значение находится путем интерполяции.
Наведение в заданную точку. Дальность до цели Dм, абсолютное значение горизонтальной дальности до цели Drop м, земная скорость Vм и скорость горизонтального сближения с целью Vrop м будем вычислять через следующие параметры: координаты БПК ЛА - Xg м,Yg м, Zg м, координаты цели - , составляющие скорости БПК ЛА - Vxм,Vyм,Vzм :
Для самонаведения БПК ЛА будем использовать метод пропорционального сближения [1-3, 5].
Наведение по углу наклона траектории
Как уже было указано, для проектирования полета на максимальную дальность в настоящей работе использован метод, основанный на стабилизации угла наклона траектории. При полете БПК ЛА в любой момент времени может быть рассчитан угол наклона линии визирования цели φ лв:
где Drop - значение горизонтальной дальности до цели;
D - значение наклонной дальности до цели (рис. 5).
Рис. 5. Взаимное положение БПК ЛА и цели
Для увеличения эффективности применения БПК ЛА в ряде случаев необходимо максимизировать угол подхода к конечной точке траектории. Для реализации функций наведения и максимизации конечного угла подхода в продольном канале предложено использовать описанную выше систему стабилизации углового положения БПК ЛА.
В определенный момент времени взаимное положение БПК ЛА и цели составит угол наклона линии визирования цели, соответствующий φгρ - граничному значению, заданному в зависимости от задачи, которая поставлена перед БПК ЛА. Таким обзором, после преодоления этого момента времени управляющий сигнал по углу наклона траектории
θупр = _ ϕлв ·
Использование данного алгоритма позволяет достаточно точно навести БПК ЛА на конечную точку траектории и при этом обеспечить подход к ней с требуемым углом наклона траектории.
Результаты моделирования
С помощью описанной математической модели проведены моделирование полета БПК ЛА рассматриваемых вариантов и сравнительный анализ их летно-технических характеристик. Для наглядности моделирование проведено с одинаковыми начальными условиями.
Типовые результаты моделирования и характер траектории полета рассматриваемых ЛА представлены на рис. 6, 7.
Рис. 6. Траектория полета БПК ЛА в вертикальной плоскости (вариант 2а)

Результаты моделирования для БПК ЛА всех рассматриваемых конфигураций схожи с представленным результатом.
Заключение
В работе было исследовано влияние различных факторов на динамику и управление БПК ЛА крестообразной схемы. Для этого выполнены следующие действия:
- построена математическая модель пространственного движения БПК ЛА;
- спроектирован облик системы стабилизации перегрузок и углового положения БПК ЛА;
- спроектирован облик системы наведения БПК ЛА на цель.
Представленная система наведения, в отличие от используемых в настоящее время, состоит из двух подсистем, отвечающих за планирование БПК ЛА на максимальную дальность на первом этапе полета и наведение непосредственно на точку цели на втором, заключительном этапе полета. Применение такой системы управления является новым для БПК ЛА и существенно увеличивает летно-технические характеристики таких изделий.
Список литературы
1. Грумондз В.Т., Полищук М.А., Черторыжская С.С. Синтез системы управления малого беспилотного планирующего летательного аппарата с крылом большого удлинения // Известия вузов. Авиационная техника. 2012. № 3. С. 22-27.
2. Грумондз В.Т., Полищук М.А., Черторыжская С.С. Выбор параметров аэродинамического и динамического облика беспилотного планирующего летательного аппарата // Вестник Московского авиационного института. 2012. Т. 19. № 4. С. 5-12.
3. Соловей Э.Я., Храпов А.В. Динамика систем наведения управляемых авиабомб. М.: Машиностроение, 2006. 328 с.
4. Динамика полета / А.В. Ефремов, В.Ф. Захарченко, В.Н. Овчаренко и др. М.: Машиностроение, 2011. 776 с.
5. Грумондз В.Т., Полищук М.А. Задача наведения беспилотного планирующего летательного аппарата на подвижную цель // Вестник МАИ. 2014. Т. 21. № 4. С. 7-12.
Об авторах
М. А. ПолищукРоссия
М. В. Полищук
Россия
Рецензия
Для цитирования:
Полищук М.А., Полищук М.В. Динамика и управление беспилотного планирующего крылатого летательного аппарата крестообразной схемы. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2018;(3):55-60. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2018-3-55-60
For citation:
Polishchuk M.A., Polishchuk M.V. Unmanned cruciform winged glider dynamics and control. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2018;(3):55-60. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2018-3-55-60