Перейти к:
О языке замолвим слово
Для цитирования:
О языке замолвим слово. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2016;(1):3-4.

В былые времена считалось, что язык науки должен быть ясным и лаконичным. Всем известно выражение А. Шопенгауэра: «Кто ясно мыслит - тот ясно излагает». На эту тему высказывались и отечественные классики: «Мудрено пишут только о том, чего не понимают» (В. О. Ключевский), «Язык должен быть прост и изящен» (А. П. Чехов). Бытовало устойчивое правило - писать «просто о сложном».
Теперь многое в нашей жизни изменилось, что существенно повлияло и на язык науки. В нем появились прямо противоположные тенденции. Зародившись в гуманитарной сфере, они постепенно проникли в технические и фундаментальные науки. Началось все с околонаучных и лженаучных статей.
О признаках лженауки я уже писал1. В языке подобных публикаций и заявок сплошь и рядом - нагромождение всех попавшихся под руку научных терминов и понятий при полном отсутствии понимания их сути. Главная задача - придать солидность и наукообразие. Чем непонятнее, тем лучше.
Писать с любовью к читателю, к сожалению, перестает быть непреложным правилом и научных статей. Убеждают меня в этом рукописи, поступающие в два уважаемых журнала: «Вестник Концерна ПВО «Алмаз-Антей» и «Инновации», в которых я имею честь быть членом редколлегий. Рецензируя их, я руководствуюсь правилом: если я как человек, профессионально вовлеченный в данную сферу, за нагромождением слов не понимаю замысел автора, то рукопись для публикации не годится.
Видимо, зная это, редакция журнала «Инновации» присылает мне самые удивительные по своей наукообразности материалы. До публикации они не доходят, и поэтому, к великому сожалению, я не могу их в явном виде процитировать, но от примера не удержусь: в одной рецензируемой рукописи слова «инновация» и «инновационный» встречаются 125 раз, причем уже в первой фразе - 5 раз. Этот случай унижения языка пока исключительный, но как бы он не стал обыденным.
Публиковать бессодержательные статьи людей вынуждают многие открывшиеся в рыночных условиях обстоятельства. Прежде всего, это отчеты по полученным грантам: без публикации отчеты не принимают. Для получения грантов также приходится писать заявки солидно и замысловато. В результате выработался новый научный стиль изложения - «сложно о простом», «запутанно ни о чем».
Появляются новые теоретические разработки, ставящие под сомнение экспертный путь написания концептуальных документов. В книге2 читаем: «Все же главные эффекты мышления новой реальности в виде концепций, имеющих широкие и глубокие последствия для соотечественников, достигаются лишь за счет строгих форм их изготовления». Или еще одна формулировка: «Этим предметом выделяется деятельность, создающая специфические количественно-качественные преобразования в непрерывном образовании как целостности, связанные с изменением ее основных механизмов ради усиления ее способности осуществлять свое назначение в изменяющихся условиях». К форме нет претензий, но вот содержание понять весьма затруднительно.
Подобный стиль изложения востребован не только в околонаучных кругах, но все больше находит применение в различного рода программных документах, когда обещать что-то конкретное и осязаемое нежелательно. Этот же стиль проник и в отчетный жанр. В результате возникает опасность не только деградации культуры русского языка, но и «широких и глубоких последствий для соотечественников».
Очень прошу авторов более ответственно и трепетно относиться к русскому языку, а рецензентов - быть требовательными не только к смысловой части статей, но и стилю изложения.
Рецензия
Для цитирования:
О языке замолвим слово. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2016;(1):3-4.