Перейти к:
Анализ методик динамической балансировки антенных постов
https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-1-97-105
Аннотация
Для цитирования:
Королёв А.В., Теляков Р.Ф., Щеглов Д.К. Анализ методик динамической балансировки антенных постов. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2016;(1):97-105. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-1-97-105
For citation:
Korolev A.V., Telyakov R.F., Scheglov D.K. Analysis of dynamic balancing techniques for antenna stations. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2016;(1):97-105. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-1-97-105
В числе требований, предъявляемых к антенным постам (АП), важное место занимает обеспечение высокой точности измерения координат объекта слежения и наводимых ракет. В них может вносить погрешность деформация несущих металлоконструкций АП. Возмущающими факторами, определяющими деформацию и вызывающими механические колебания, в частности, являются нагрузки, создаваемые статическим и динамическим дисбалансом вращающейся части АП. Механические колебания вносят случайные динамические погрешности в измерения координат объекта слежения и при отсутствии требований к жесткостным характеристикам металлоконструкции АП и точности балансировки могут давать существенные ошибки в измерениях.
Снижение динамических погрешностей углового положения антенного устройства АП относительно заданного в пространстве положения и достижение необходимой долговечности металлоконструкции и подшипника опорно-поворотного устройства (ОПУ) может быть достигнуто обеспечением необходимой жесткости металлоконструкции и снижением статического и динамического дисбалансов вращающегося АП.
Задачу балансировки АП можно подразделить на три части [1]:
- определение статического и динамического дисбаланса конструкции АП;
- устранение дисбаланса путем установки балансировочных грузов;
- проверка результатов балансировки.
Основные причины дисбаланса конструкции АП:
- конструктивные - обусловлены неоптимальным распределением оборудования в пространстве аппаратного контейнера антенного поста;
- технологические - обусловлены погрешностями изготовления;
- эксплуатационные - обусловлены износом оборудования.
АП считают статически и динамически сбалансированным, если центр масс расположен на вертикальной оси вращения Xc = 0, yc = 0 и ось вращения является главной центральной осью инерции АП.
Расчет моментов статического и динамического дисбаланса проводят относительно плоскости качения шаров ОПУ. Система координат, связанная с АП и проходящая через его ось вращения, приведена на рис. 1.
Рис. 1. Система координат, связанная с АП
Одним из критериев балансировки АП является сведение к минимуму динамических реакций в опорах ОПУ. При вращении АП на каждый элемент конструкции действует центробежная сила, направленная горизонтально. Сила тяжести и центробежная сила создают соответствующие моменты относительно плоскости качения шаров ОПУ. Суммарный момент дисбаланса получается суммированием моментов дисбаланса для каждого элемента АП. Рассмотрим два варианта балансировки (рис. 2).
Рис. 2. Варианты балансировки АП: а - вариант 1; б - вариант 2
Вариант 1.
На определенной заданной частоте вращения АП суммарный момент дисбаланса от сил тяжести и центробежных сил сводится к нулю (Мсум = 0); суммарная центробежная сила остается неуравновешенной (Rсум ≠ 0).
Проекции момента статического дисбаланса от сил тяжести определяют по формулам [2]:
где g - ускорение свободного падения, м/с2;
mi - масса i-го элемента конструкции АП, кг;
xi, yi - координаты i-го элемента конструкции АП в системе координат XYZ, связанной с АП и осью вращения, м;
n - расчетное число элементов конструкции АП.
Проекции момента динамического дисбаланса от центробежных сил при заданной скорости вращения АП находят по формулам [3]
где Ω - заданная скорость вращения АП, об/мин;
zi - координата i-го элемента конструкции АП от плоскости вращения ОПУ, м.
Проекции суммарного момента дисбаланса при заданной скорости вращения АП определяют по формулам
Направление вектора суммарного момента дисбаланса и расположение плоскости установки балансировочного груза показаны на рис. 3. Угол наклона плоскости установки балансировочного груза рассчитывают по формуле
Рис. 3. Расположение плоскости установки балансировочного груза: а - вид слева, б - вид справа
Для минимизации массы балансировочного груза необходимо устанавить его на крыше аппаратного контейнера АП в плоскости действия суммарного момента дисбаланса на максимально возможном удалении от оси вращения.
Координату центра тяжести балансировочного груза по оси X определяют с помощью выражения:
где убг - координата центра тяжести балансировочного груза по оси Y, определяемая конструктивно возможным местом установки груза на аппаратном контейнере АП, м.
Массу балансировочного груза, необходимую для уравновешивания суммарного момента дисбаланса при заданной частоте вращения АП, определяют выражением
где zбг - координата места установки балансировочного груза по оси z, заданная расстоянием от плоскости ОПУ до конструктивно возможной плоскости установки груза на аппаратном контейнере АП, м.
Результаты расчета балансировочных грузов на заданной частоте вращения АП приведены на рис. 4 и в табл. 1.
Рис. 4. Результаты расчета балансировки одним грузом: а - вид сбоку; б - вид сверху
Таблица 1
Результаты расчета параметров балансировочных грузов
Графики изменения проекций суммарного момента дисбаланса от времени при разгоне АП до заданной частоты вращения при установленном балансировочном грузе mбг = 535 кг в неподвижной системе координат представлены на рис. 5.
Рис. 5. Расчетная зависимость проекций суммарного момента дисбаланса от времени
Вариант 2 (универсальный).
На всем интервале частот вращения АП суммарный момент дисбаланса и центробежную силу сводят к нулю: Мсум = 0, Rсум = 0.
Статическая балансировка обеспечена установкой на нижней части АП (днище аппаратного контейнера) балансировочного груза, уравновешивающего момент дисбаланса от сил тяжести. Установка груза на нижней части контейнера обусловлена минимальным расстоянием zбг до плоскости ОПУ и соответственно минимальным дополнительным моментом дисбаланса от центробежной силы, создаваемым балансировочным грузом.
Угол наклона плоскости установки балансировочного груза определяют выражением
где Мст х, Мст у - проекции момента статического дисбаланса, рассчитанные по формулам (1) и (2).
Координату центра тяжести балансировочного груза по оси Y определяют расстоянием от оси вращения АП до конструктивно возможного места установки груза убгст (рис. 6)
Рис. 6. Расчетная схема статической балансировки АП
Координату центра тяжести балансировочного груза по оси X определяют выражением
Массу балансировочного груза, необходимую для уравновешивания опрокидывающего момента от сил тяжести, вычисляют по формуле
Динамическую балансировку АП получают с помощью установки пары балансировочных грузов на верхней (крыша аппаратного контейнера) и нижней (днище аппаратного контейнера) частях АП, уравновешивающих динамический момент от центробежных сил без нарушения статической балансировки. Угол наклона плоскости установки балансировочных грузов определяют выражением
где Мцб x(Ω), Мцб y(Ω) - проекции момента динамического дисбаланса, определяемые по формулам (3) и (4);
zбгст - координата конструктивно возможного места установки груза по оси Z.
Координата центра тяжести верхнего балансировочного груза по оси Y равна расстоянию от оси вращения контейнера до конструктивно возможного места установки груза на верхней части АП убгдин1 (рис. 7). Координату центра тяжести верхнего балансировочного груза по оси X рассчитывают так:
Рис. 7. Расчетная схема динамической балансировки АП
Координату центра тяжести нижнего балансировочного груза по оси Y считают от оси вращения контейнера до конструктивно возможного места установки груза на нижней части АП (см. рис. 7). Координата центра тяжести нижнего балансировочного груза по оси X вычисляют по формуле
Условие сохранения статической балансировки при установке грузов следующее:
где mбгдин1 - масса верхнего балансировочного груза;
mбгдин2 - масса нижнего балансировочного груза.
Условие уравновешивания динамического момента от центробежных сил [4]:
где Zбгдин1 - координата центра тяжести верхнего балансировочного груза по оси Z, определяемая конструктивно возможным местом установки груза на верхней части АП;
Zбгдин2 - координата центра тяжести нижнего балансировочного груза по оси Z, определяемая конструктивно возможным местом установки груза на нижней части АП;
ΜцбΩ) - суммарный динамический момент от центробежных сил,
Решая систему уравнений (16)-(18), получим значения mбгдин1, mбгдин2.
Если нет возможности установить груз в плоскости действия момента дисбаланса, то набор грузов необходимо поместить на имеющихся местах таким образом, чтобы общий центр масс грузов находился наиболее близко к плоскости действия момента дисбаланса.
Рассчитаем массы и координаты расположения балансировочных грузов для перспективного образца АП.
Антенный пост имеет следующие конструктивные параметры:
- масса вращающейся части АП M = 9810 кг;
- координаты центра масс АП Xc = = -0,007 м; Yc = -0,098 м; Zc = 1,440 м;
- заданная частота вращения АП Ω = = 40 об/мин.
Результаты расчета моментов дисбаланса АП без установки балансировочных грузов приведены в табл. 2.
Таблица 2
Расчетные моменты дисбаланса АП без установки балансировочных грузов
Параметр | Обозначение | Величина |
---|---|---|
Момент статического дисбаланса | Мст х | 9431 Нм |
Мст у | -674 Нм | |
Угол наклона плоскости действия момента статического дисбаланса | γст | 4,1° |
Момент динамического дисбаланса | Мцб х | 24290 Нм |
Mцб у | -1735 Нм | |
Угол наклона плоскости действия момента динамического дисбаланса | γдин | 4,1° |
Момент суммарного дисбаланса | Мсум х | 33721 Нм |
Мсум y | -2409 Нм | |
Угол наклона плоскости действия момента суммарного дисбаланса | γ0 | 4,1° |
Графики зависимостей проекций суммарного момента дисбаланса от времени при разгоне АП до заданной частоты вращения без установки балансировочных грузов в неподвижной системе координат приведены на рис. 8.
Рис. 8. Расчетная зависимость проекций суммарного момента дисбаланса от времени
Результаты расчета балансировочных грузов на всем интервале частот вращения АП даны на рис. 9 и указаны в табл. 1.
На рис. 9, а видно, что два нижних балансировочных груза mбгст = 685 кг и mбгдин2 = = 630 кг и частично уравновешивают друг друга, поэтому вместо двух балансировочных грузов можно использовать один груз массой mбгст = 190 кг.
Рис. 9. Результаты расчета балансировки тремя грузами: а - вид сбоку; б - вид снизу; в - вид сверху
Графики зависимости изменения проекций суммарного момента дисбаланса от времени при разгоне АП до заданной частоты вращения при установленных балансировочных грузах mбгдин1 = 430 кг и mбгст = 190 кг в неподвижной системе координат приведены на рис. 10.
Рис. 10. Расчетная зависимость проекций суммарного момента дисбаланса от времени
Расчет показал, что для балансировки АП на одной определенной частоте вращения необходим балансировочный груз массой mбг = 535 кг; для балансировки на всем интервале частот вращения АП нужно использовать три балансировочных груза суммарной массой mбг = 1745 кг; для данного случая - два балансировочных груза суммарной массой mбг = 620 кг.
Согласно приведенным расчетным оценкам для перспективного образца АП, наиболее эффективной по минимальной массе грузов является методика балансировки с использованием одного балансировочного груза. Такая балансировка привязана к номинальной частоте вращения АП. При наличии разброса частоты вращения АП могут возникнуть динамические реакции в ОПУ.
Последовательная балансировка двумя и более грузами универсальна для всех частот вращения АП и обеспечивает равенство нулю расчетных динамических моментов дисбаланса.
Выбор методики балансировки зависит от конструктивной возможности установки на АП необходимого количества балансировочных грузов (компоновки АП и грузоподъемности), заданной точности балансировки, определяемой жесткостью металлоконструкции, техническими характеристиками привода вращения ОПУ и возможным диапазоном частот вращения АП.
Для перспективного образца АП использована универсальная методика балансировки на всем интервале частот вращения, на основании которой было разработано программное обеспечение для автоматизированного расчета параметров балансировки и балансировочных грузов. Благодаря этим программам успешно проведена статическая и динамическая балансировка опытного образца перспективного АП.
Список литературы
1. Щепетельникова В. А. Основы балансировочной техники. Том 1. Уравновешивание жестких роторов и механизмов. М.: Машиностроение, 1975. 527 с.
2. Левит М. Е., Рыженков В. М. Балансировка деталей и узлов. М.: Машиностроение, 1986. 248 с.
3. Степанов А. Г. Динамика машин. Екатеринбург: УрО РАН, 1999. 302 с.
4. Гусаров А. А. Балансировка роторов машин. М.: Наука, 2005. 383 с.
Об авторах
А. В. КоролёвРоссия
Королёв Андрей Валерьевич – начальник расчетно-исследовательского отдела АО «Конструкторское бюро специального машиностроения», старший преподаватель базовой кафедры «Средства ВКО и ПВО» Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова
Область научных интересов: создание наземного оборудования комплексов ВКО, ПВО и ВМФ, прикладная прочность конструкций, гидроприводы.
г. Санкт-Петербург
Р. Ф. Теляков
Россия
Теляков Рифат Фаридович – ведущий инженер расчетно-исследовательского отдела АО «Конструкторское бюро специального машиностроения», аспирант кафедры «Процессы управления» Балтийского государственного технического университет «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова
Область научных интересов: теория оптимального управления, теория дифференциальных игр, динамика полета, численные методики расчета, разработка алгоритмов и расчетных программ.
г. Санкт-Петербург
Д. К. Щеглов
Россия
Щеглов Дмитрий Константинович – кандидат технических наук, заместитель начальника расчетно-исследовательского отделения – начальник лаборатории информационных технологий АО «Конструкторское бюро специального машиностроения», заведующий базовой кафедрой «Средства ВКО и ПВО» Балтийского гососударственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова
Область научных интересов: информационно-коммуникационные технологии, системный анализ, управление проектно-конструкторскими данными, системы поддержки принятия решений.
г. Санкт-Петербург
Рецензия
Для цитирования:
Королёв А.В., Теляков Р.Ф., Щеглов Д.К. Анализ методик динамической балансировки антенных постов. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2016;(1):97-105. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-1-97-105
For citation:
Korolev A.V., Telyakov R.F., Scheglov D.K. Analysis of dynamic balancing techniques for antenna stations. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2016;(1):97-105. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-1-97-105