Перейти к:
Разработка алгоритмов системы стабилизации управляемого беспилотного летательного аппарата
https://doi.org/10.38013/2542-0542-2015-2-69-73
Аннотация
Изложен подход к синтезу системы стабилизации управляемого беспилотного летательного аппарата. Рассматривается трехканальная система его стабилизации по нормальным, поперечным перегрузкам и по углу крена. Подход реализован в программном обеспечении, представлены результаты моделирования процессов стабилизации.
Ключевые слова
Для цитирования:
Воробьёва В.Н., Доновский Д.Е. Разработка алгоритмов системы стабилизации управляемого беспилотного летательного аппарата. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2015;(2):69-73. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2015-2-69-73
For citation:
Vorobieva V.N., Donosvkiy D.E. Development of algorithms stabilization system managed UAV. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2015;(2):69-73. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2015-2-69-73
Разработка программно-математического обеспечения системы управления (СУ) управляемого беспилотного летательного аппарата (БПЛА) является актуальной научно-технической задачей. Синтез законов управления системы стабилизации в виде функциональных зависимостей, связывающих управляющие сигналы, поступающие на вход рулевого привода, с параметрами управления является неотъемлемым этапом разработки системы стабилизации. Цель настоящей работы - синтез законов управления системы стабилизации, реализация законов управления в математических алгоритмах СУ! В работе рассматривается управляемый беспилотный БПЛА класса «воздух-поверхность».
Как правило, после сброса управляемого БПЛА осуществляется парирование начальных возмущений и стабилизация по углу крена и только после этого начинается выведение БПЛА к цели по информации от навигационной системы управления в соответствии с выбранным законом управления.
Необходимость стабилизации по углу крена в течение всего полета вызвана тем, что построение системы наведения для произвольно вращающегося по крену БПЛА существенно усложняется (возникают дополнительные запаздывания в каналах управления, усложняется проблема компенсации силы веса БПЛА).
Система стабилизации БПЛА по крену синтезируется в соответствии с блок-схемой (рис. 1), из которой сигнал управления σэ определяется как:
Рис. 1. Блок-схема системы стабилизации по крену: РП - рулевой привод; ДУС - датчик угловых скоростей; σэ - сигнал управления, δэ - угол отклонения элеронов; ωx - угловая скорость крена; узад, γ - заданное и текущее значения угла крена; Kγ, Kwх - переменные коэффициенты усиления
Уравнения движения БПЛА после линеаризации уравнений пространственного движения и разделения движений можно представить в виде [1]:
где - коэффициент, характризующий аэродинамическое демпфирование БПЛА;
Ix - момент инерции БПЛА относительно продольной оси;
- производная коэффициента демпфирующего момента крена по безразмерной угловой скорости крена;
L - длина БПЛА;
V - модуль скорости БПЛА;
q=ρV2/2 - скоростной напор;
ρ - плотность воздуха на текущей высоте полета;
SM - площадь сечения миделя БПЛА;
b3 = -mδx qSML / Ix - коэффициент, характеризующий эффективность элеронов;
mδx - производная коэффициента демпфирующего момента крена по углу δэ отклонения элеронов.
Применяя преобразование Лапласа к системе уравнений (2), получим:
где p - оператор Лапласа.
Решая совместно уравнения (1) и (3), определим передаточную функцию (ПФ) замкнутой системы на управляющее воздействие γзад:
Коэффициенты усиления в контуре стабилизации будем проводить методом стандартных коэффициентов [2, 3]. Стандартные коэффициенты во многих случаях весьма упрощают задачу синтеза системы - выбора параметров системы, отвечающих заданному качеству процесса регулирования. Основной идеей метода стандартных коэффициентов является приближение реальной передаточной функции замкнутой системы управления к ПФ со стандартными коэффициентами, обеспечивающей оптимальное распределение нулей и полюсов ПФ, при котором переходная функция будет наиболее благоприятной с точки зрения динамики рассматриваемой системы.
Для канала крена в качестве стандартной передаточной функции системы задается ПФ второго порядка вида:
где ω0 - собственная частота системы регулирования:
Tp - время установления переходного процесса (задается разработчиком в требованиях к системе стабилизации);
A1, τ - стандартные коэффициенты, которые для обеспечения в системе стабилизации переходного процесса без перерегулирования рекомендуется задавать значениями A1= 2; τ=4,8 [2, 3].
Задача приближения передаточной функции реальной системы к выбранной стандартной ПФ решается с помощью уравнений синтеза. Для этого в характеристических полиномах реальной ПФ Wγγзад (4) и стандартной ПФ WЭстанд (5) приравниваются коэффициенты при одинаковых степенях p и составляется система алгебраических уравнений, в которой неизвестными являются коэффициенты усиления регулятора системы Kγ и Kwx. Решение этой системы уравнений приводит к нахождению численных значений коэффициентов:
Таким образом, синтезируется система стабилизации БПЛА по крену - определён закон управления элеронами (1), вычислены переменные коэффициенты усиления в контуре Kγ и Kwx, обеспечивающие переходные процессы в системе с заданными требованиями.
Системы стабилизации по нормальным и поперечным перегрузкам для аэродинамически осесимметричного БПЛА имеют идентичную структуру. Ниже приведено описание системы стабилизации по нормальным перегрузкам. Система стабилизации БПЛА в этом случае синтезируется в соответствии с блок- схемой (рис. 2), из которой сигнал управления σI определяется как:
Рис. 2. Блок-схема системы стабилизации нормальной перегрузки:
σI - сигнал управления; δΙ - эквивалентный угол отклонения руля высоты; ωz - угловая скорость тангажа; nу зад, nу - заданное и текущее значения нормальной перегрузки; Kn, Ki, Kwx - переменные коэффициенты усиления
В соответствии с [4] линеаризованные уравнения продольного движения БПЛА принимают вид:
где aI - угол атаки aI=arctg(- Vy /Vx);
Vx, Vy - проекции вектора абсолютной скорости БПЛА на оси OX и OY связанной с БПЛА системы координат;
- скорость изменения угла атаки;
- угловое ускорение тангажа;
c1 - коэффициент, характеризующий аэродинамическое демпфирование БПЛА:
c2 - коэффициент, характеризующий статическую устойчивость БПЛА: ;
c3 - коэффициент, характеризующий эффективность рулей высоты: ;
c9 - коэффициент, представляющий собой приращение касательной к траектории угловой скорости, обусловленное отклонением органов управления ;
m - масса БПЛА;
Iz - момент инерции БПЛА относительно поперечной оси;
mαΙz mαΙz - частные производные коэффициента демпфирующего момента тангажа по углам αΙ, δΙ соответственно;
- производная коэффициента демпфирующего момента тангажа по безразмерной угловой скорости тангажа
;
cαΙj, cαΙj - частные производные коэффициента аэродинамической подъемной силы по углам αΙ, δΙ соответственно.
Применяя преобразование Лапласа к системе уравнений (10), получаем передаточные функции:
Передаточная функция разомкнутой системы стабилизации (рис. 3), имеет вид:
Рис. 3. Результаты моделирования процессов стабилизации по углу крена
Подставляя в (13) выражения(11) и (12), получаем:
Характеристическое уравнение системы имеет вид:
A(p)+B(p)=0. (15)
При синтезе системы стабилизации по нормальным перегрузкам используется алгоритм, основанный на построении областей устойчивости и линий равных запасов устойчивости по амплитуде и фазе, который известен как метод Неймарка [5].
Для получения линий равного запаса устойчивости необходимо при выводе характеристического уравнения системы умножить передаточную функцию разомкнутой системы Wopen на множитель L ejφ где L, φ - требуемые запасы устойчивости по амплитуде и фазе соответственно. Далее, подставляя в характеристическое уравнение выражение p=jω, где ω - круговая частота, и приравнивая к нулю его вещественную U(ω) и мнимую части V(ω), получаем характеристическое уравнение в виде системы:
Kω A1 + KnB1 - C1 = 0;
Κω A2 + KnB2 - C2 = 0
где A1, A2, B1, B2, C1, C2 - функции, зависящие в общем виде от параметров L, φ, ω, динамических коэффициентов c1, c2, c3, c4, c9.
Решение системы уравнений (16) приводит к нахождению зависимостей от ω при фиксированном значении коэффициента τ численных значений коэффициентов Kw, Kn, обеспечивающих заданные запасы устойчивости L, φ:
Определив значения коэффициентов Kω, Kn для каждого значения ω, в плоскости параметров Kω, Kn, можно построить линии равных запасов устойчивости по амплитуде и фазе. Штриховка полученных областей производится по известным правилам в соответствии со знаком Якобиана [5]:
Области, ограниченные линиями равного запаса устойчивости, образуют области допустимых коэффициентов усиления. Выбор коэффициентов усиления из построенной области осуществляется на основании связи между свойствами логарифмической амплитудной характеристики (ЛАХ) и качеством переходного процесса. Вид ЛАХ в среднем интервале частот определяет запас устойчивости и, в значительной мере, качество системы, т. к. в этом интервале находится частота среза ωср, определяющая время переходного процесса TP.
Задавая время переходного процесса TP и перерегулирование σ по номограммам Солодовникова [6], определяем частоту среза ωср, требуемые значения L, φ. Например, для σ=20 %; Tp = 2 с; ωср ≈2,9π/Tp; L = 14 дБ; φ=45°.
Известно, что средняя часть ЛАХ должна иметь наклон -20 дБ/дек и пересекать ось частот на частоте среза ωср. Ширина среднечастотного участка определяется из условия обеспечения требуемых запасов устойчивости по амплитуде и фазе и должна быть не менее одной декады, т. е. ω2 > 10 W1, где ω1, ω2 - сопрягающие частоты среднечастотного участка с низкочастотным и высокочастотным участками ЛАХ соответственно (ω 1 <ωср <ω2 ). Частота ω2 определяет запас устойчивости по амплитуде, ω - по фазе. Таким образом, определив значения ωср и ω2, по линии равного запаса устойчивости определяем коэффициенты Kω и Kn при заданном значении τ.
На основании математической модели трехканальной системы стабилизации, которая связывает управляющие сигналы, поступающие на вход рулевого привода, с параметрами управления (выражения (1)-(19)), были разработаны алгоритмы стабилизации, реализованные в пакете программного обеспечения, позволяющем вычислять переменные коэффициенты усиления контура стабилизации, проводить анализ устойчивости контура, определять динамические показатели переходных процессов в контуре. Результаты моделирования процессов стабилизации по углу крена для заданных условий применения БПЛА приведены на рис. 3. Синтез системы стабилизации проводился для времени установления переходного процесса Tp = 0,5 с.
Результаты моделирования процессов стабилизации по нормальным перегрузкам для заданных условий применения БПЛА приведены на рис. 4. Синтез системы стабилизации проводился для времени установления переходного процесса Tp = 1,5 с.
Рис. 4. Результаты моделирования процессов стабилизации по нормальным перегрузкам
Для построения бортового алгоритма стабилизации из области применения БПЛА выбираются типовые траектории, которые характеризуют область изменения высоты, скорости, скоростного напора. Для этих траекторий определяются значения коэффициентов усиления Kγ, Kωx , Kω, Kn , Ki и Kn, которые в дальнейшем аппроксимируются в зависимости от высоты H, скорости V или скоростного напора q БПЛА, вычисляемых на борту БПЛА по информации от навигационной системы. Таким образом, на траектории полета БПЛА осуществляется настройка коэффициентов усиления системы стабилизации в зависимости от режима полета в виде функции от q. Графики функций коэффициентов усиления для системы стабилизации по нормальным перегрузкам и углу крена для t=Ki/Kn=2 приведены на рис. 5.
Рис. 5. Вид зависимостей коэффициентов усиления для системы стабилизации по нормальным перегрузкам и углу крена
Вывод
Представленные результаты моделирования свидетельствуют о работоспособности методик синтеза системы стабилизации для рассматриваемого БПЛА. Методики были реализованы в бортовых вычислителях БПЛА.
Список литературы
1. Лебедев А. А., Чернобровкин Л. С. Динамика полёта беспилотных летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1973. 615 с.
2. Синтез регуляторов и теория оптимизации систем автоматического управления. Т. 2 / под ред. Н. Д. Егупова. М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. 736 с.
3. Красовский А. А., Поспелов Г. С. Основы автоматики и технической кибернетики. М.: Госэнергоиздат, 1962. 600 с.
4. Техническая кибернетика. Теория автоматического регулирования. Кн. 2. Усилительные устройства, корректирующие элементы и устройства / под ред. В. В. Солодовникова. М.: Машиностроение, 1967. 682 с.
5. Михалев И. А., Окоемов Б. Н., Чикулаев Н. С. Системы автоматического управления самолетом. М.: Машиностроение, 1987. 240 с.
6. Техническая кибернетика. Теория автоматического регулирования. Кн. 1. Математическое описание, анализ устойчивости и качества систем автоматического регулирования / под ред. В. В. Солодовникова. М.: Машиностроение, 1967. 770 с.
Об авторах
В. Н. ВоробьёваРоссия
Воробьёва Вера Николаевна – начальник группы
Область научных интересов: динамика полета, системы управления летательных аппаратов, алгоритмы навигации и стабилизации летательных аппаратов.
г. Снежинск
Д. Е. Доновский
Россия
Доновский Дмитрий Евгеньевич – кандидат технических наук, начальник отдела
Область научных интересов: динамика полета, аэродинамика, внешняя и внутренняя баллистика, алгоритмы управления, навигации и стабилизации летательных аппаратов.
г. Снежинск
Рецензия
Для цитирования:
Воробьёва В.Н., Доновский Д.Е. Разработка алгоритмов системы стабилизации управляемого беспилотного летательного аппарата. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2015;(2):69-73. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2015-2-69-73
For citation:
Vorobieva V.N., Donosvkiy D.E. Development of algorithms stabilization system managed UAV. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2015;(2):69-73. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2015-2-69-73