Preview

Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей»

Расширенный поиск

Этапы развития автоматизированных систем управления авиацией и ПВО

https://doi.org/10.38013/2542-0542-2015-2-90-94

Полный текст:

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Приводится краткий обзор работ, выполненных в НИИ-5 (МНИИПА) в 1923–2010 гг. по созданию и совершенствованию радиолокационных станций, приборов связи и автоматики, автоматизированных систем управления реального времени.

Для цитирования:


Безель Я.В. Этапы развития автоматизированных систем управления авиацией и ПВО. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2015;(2):90-94. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2015-2-90-94

For citation:


Bezel Y.V. Stages of development of automated control systems for aircraft and air defence. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2015;(2):90-94. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2015-2-90-94

В 1923 г. по заданию Наркомата обороны Крас­ной Армии и Командования ПВО Научно-ис­следовательский институт связи и специальной техники (НИИ СТ РККА) начал исследователь­ские работы для определения возможности использования ультракоротковолнового диа­пазона «для войны» [1] и созданию элементов автоматизации для службы ВНОС ПВО. Перед институтом была поставлена задача: создание мощных магнетронов, электровакуумных ламп и мощных усилителей.

В том же году возможность использова­ния УКВ-диапазона (позднее - и других диа­пазонов) в военных целях впервые обосновали специалисты 6-го отдела института (в дальней­шем этому отделу было поручено проведение всех задававшихся НИР и ОКР).

В 1932 г. П. К. Ощепков (переведённый из опытного сектора ПВО в НИИ СТ РККА) обосновал возможность обнаружения само­летов с помощью электромагнитных волн и доложил об этом Командованию ПВО в своей инженерной записке [1, 2].

В 1938 г. специалистами 6-го отдела М. И. Куликовым, А. И. Шестаковым, Д. С. Сто­говым под руководством П. К. Ощепкова в сотрудничестве с академиком А. Ф. Иоффе (ЛФТИ) были сделаны первые радиолокаторы («радиоулавливатели самолетов») «Ревень» и «Редут», в которых впервые в мире был реали­зован изобретенный инженером П. К. Ощепковым «метод обнаружения самолетов с помо­щью отражённых электромагнитных волн» [1, 2]. После прохождения войсковых испытаний они были приняты на вооружение Красной Ар­мии: «Ревень» - в 1939 г. как «РУС-1», «Редут» - в 1940 г. как «РУС-2».

Опытные (а позже и серийные) образцы этих станций уже в 1940 г. были установлены на Карельском перешейке во время войны с белофиннами, что не позволило пролететь в сторону Ленинграда ни одному вражескому самолету. В войсках эти образцы обслужи­вали офицеры НИЛ АП (так назывался тогда МНИИПА) во главе с А. И. Шестаковым и Д. С. Стоговым.

Радиолокационные станции РУС-2 стали одним из основных видов вооружения войск ПВО. К началу Великой Отечественной войны было изготовлено 25 комплектов этих станций.

В 1943 г. по директиве Генерального шта­ба Красной Армии 6-й отдел в полном соста­ве и со всеми опытными образцами, стендами и техническими средствами был переведен в НИЛ АП.

В 1947-1948 гг. начальник отдела инсти­тута Е. А. Мурзин впервые обосновал прин­ципы и разработал наиболее рациональные методы наведения в реальном времени, создал первые приборы наведения: основной пункт управления и наведения (ОПУН), дублирую­щий пункт управления и наведения (ДПУН). В 1949 г. был спроектирован опытный образец аппаратного комплекса наведения «Ясень» для корпуса ПВО.

Это послужило основой для создания автоматизированных систем управления и на­ведения истребительной авиации ПВО и ВВС: в 1950 г. - автоматизированной системы управления войсками «Ясень-1», имевшей в своем составе аппаратуру оборудования ко­мандных пунктов авиационных систем ВВС и ПВО для управления и наведения истребите­лей на самолеты противника; в 1952 г. - модернизированного комплек­та оборудования «Ясень-11» для группы наве­дения на командной пункте (КП) ПВО; в 1953 г. - системы «Ясень-2».

Кроме этого, в институте создавались приборы управления артиллерийским зенит­ным (ПУАЗО) и артиллерийским (ПУАО) огнём разных модификаций. Опыт этих работ был обобщен в книге «Теория и основы проектиро­вания ПУАЗО» под редакцией Н. И. Пчельникова, которая стала учебником и методическим пособием для разработчиков [3].

В начале 1950-х гг. США начали развер­тывать континентальную систему противо­воздушной обороны (SAGE). Перед научны­ми институтами и предприятиями советской оборонной промышленности была поставлена задача: как можно быстрее провести комплекс­ную автоматизацию процессов управления в войсках. Началась разработка и оснащение во­йск противовоздушной обороны техническими системами нового класса - автоматизирован­ными системами обработки радиолокационной информации и управления.

В 1953 г. институту было поручено созда­ние опытного образца комплексной автомати­зированной системы оповещения, управления и наведения истребителей. Для обеспечения выполнения этой работы в институте был соз­дан специальный новый отдел, начальником которого стал А. Л. Лившиц. В 1956 г. образец успешно прошёл государственные испытания.

Системой, которая выпускалась в стаци­онарном («Воздух-1») и подвижном («Воздух- 1П») вариантах, были оснащены практически все войсковые части как ВВС, так и ПВО, и она прослужила до 1970-х гг.

В 1958-1959 гг. коллектив института при­обрел опыт создания систем, комплексов, РЛС для службы ВНОС, войск ПВО и для космиче­ских войск.

В 1958 г. МНИИПА приступил к созда­нию системы ПВО тактического уровня «Луч» и разработке входящих в нее отдельных эле­ментов:

  • комплекса для КП системы в целом; радиолокационных узлов для батальонов радиотехнических войск;
  • пунктов автоматизированного управле­ния для радиотехнических рот;
  • комплексов для КП истребительно-ави­ационных полков и пунктов наведения истре­бительной авиации.

В работах по выполнению НИР «Луч» принимали участие Военно-воздушная акаде­мия им. Н. Е. Жуковского, Краснознаменная военно-воздушная академия (впоследствии им. Ю. А. Гагарина), ГК НИИ ВВС, ВЦ-3 ВВС, институт математики АН УССР, ОКБ П. О. Су­хого и ряд других НИИ и КБ.

Система ПВО «Луч» и ее модификации «Луч-1» и «Луч-2» в 1960-70-х гг. прошли го­сударственные испытания на полигоне Капу­стин Яр, были приняты на вооружение Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР, в котором одновременно была установлена очерёдность оснащения тактических соединений ПВО си­стемой «Луч-2». Это определило стратегию создания систем и средств ПВО страны на многие годы вперед.

При разработке системы «Луч» была за­дана работа по созданию системы ПВО страны и единого комплекса средств автоматизации (шифр «Электрон») на базе цифровых ЭВМ разработки С. А. Лебедева (Институт точной механики и вычислительной техники). Глав­ный инженер МНИИПА А. Л. Лившиц в 1958 г. был назначен главным конструктором системы ПВО «Луч», а в 1960 г. после открытия темы «Электрон» - генеральным конструктором по всему направлению работ.

В ходе работ под руководством генераль­ного конструктора А. Л. Лившица, назначенно­го затем директором МНИИПА, и его первого заместителя З. М. Бененсона была создана на­учная школа в новой области знаний - цифро­вая обработка сигналов в реальном масштабе времени.

В институте впервые в Советском Со­юзе были проведены научные исследования по созданию приборов и аппаратных комплек­сов наведения истребителей ПВО на бомбар­дировщики противника в реальном масштабе времени.

Успешно выполнялись работы и для дру­гих родов войск:

  • в 1969 г. принят в эксплуатацию комплекс аппаратуры Центра контроля космического пространства;
  • в 1980 г. создана автоматизированная си­стема командно-программного обеспечения единой системы автоматизации наземного ком­плекса управления космическими аппаратами «СКАТ».

В 1972 г. начали разрабатываться новые комплексы и автоматизированные системы на элементной конструкторской технологической базе 3-го поколения ЭКТБ «Основа-72» с ис­пользованием микросхем 133-й серии и мно­гослойных печатных плат в составе типовых функциональных узлов.

Работы были поручены 4-му отделению института (главный конструктор Н. В. Мохин, первый заместитель главного конструктора, ответственный за комплексные вопросы при проектировании, вопросы информационно­логического взаимодействия элементов и ис­пытания - Я. В. Безель).

Первыми образцами были: унифицированный автоматизированный радиолокационный узел УРЛУ «Основа»; автоматизированная система управления зенитной ракетной бригады «Байкал».

УРЛУ «Основа» разрабатывался на за­мену РЛУ «Межа» (главный конструктор В.А. Шабалин), который был создан также в МНИ- ИПА в 1960-х гг. Этим РЛУ были оснащены все радиотехнические батальоны войск ПВО страны.

К 1979 г. были разработаны и готовы к государственным испытаниям уникальная РЛС сантиметрового диапазона - станция трехко­ординатная СТ-67 (главный конструктор Ю. Н. Соколов, КБ Горьковского телевизионного завода, в дальнейшем Нижегородский НИИ радиотехники) и маловысотная РЛС СТ-68 УМ (главный конструктор М. И. Мирошниченко, КБ Запорожского электромеханического заво­да). Обе эти новые станции должны были ра­ботать в составе УРЛУ «Основа», являясь для него основными источниками радиолокацион­ной информации.

При создании УРЛУ «Основа» были по новому решены многие вопросы обнаружения и автоматического сопровождения маневриру­ющих воздушных целей и ракет типа АЛКМ, АСАЛМ, а также были разработаны впервые алгоритмы сопровождения баллистических целей. В 1981 г. опытный образец УРЛУ «Ос­нова» выдержал государственные испытания.

Автоматизированная система управления зенитной ракетной бригады «Байкал» создава­лась на замену ранее разработанных автомати­зированных систем типа «АСУРК», «:Сенеж», находившихся на вооружении зенитных ракет­ных войск.

На государственные испытания был представлен опытный образец АСУ «Байкал», в котором реализовались не только функции управления ЗРС С-300, что было главным требованием, так как ЗРС С-300 была только что разработана КБ «Алмаз» (генеральный кон­структор Б. В. Бункин) и характеризовалась лучшими ТТХ из всех имеющихся на вооруже­нии ЗРС и ЗРК. В опытном образце АСУ «Бай­кал» были практически реализованы функции радиотехнического батальона, включая реше­ние задач вторичной и третичной обработки радиолокационной информации от РЛС как но­вых, так разработанных ранее и находившихся уже на вооружении. Опытный образец АСУ «Байкал» с хорошими результатами прошел государственные испытания, был рекомендо­ван комиссией к принятию на вооружение Со­ветской армии. Однако в соответствии с рекомендациями специалистов зенитных ракетных войск, поддержанных Главным оперативным управлением Генерального штаба, функции радиотехнического батальона было решено исключить, и АСУ «Байкал» была принята на вооружение как АСУ для зенитных ракетных войск страны.

В 1981 г. институту по заданию Главко- мата войск ПВО была задана разработка АСУ зенитной ракетной бригады в подвижном ис­полнении «Байкал-1» и РЛУ в подвижном исполнении «Основа-1», которые были созданы и приняты на вооружение в 1987 г.

По постановлению ЦК КПСС и СМ СССР в 1980 г. Минрадиопром (головной ис­полнитель - Московский НИИ приборной ав­томатики), Минавиапром и Минобороны СССР приступили к работам по дальнейшему совер­шенствованию системы ПВО г. Москвы в со­ответствии с утверждёнными этим же поста­новлением исходными данными. Основным требованием являлось обеспечение защиты воздушного пространства над главным объек­том страны с максимальной эффективностью.

Для обеспечения разработки системы ПВО г. Москвы главным конструктором был назначен Н. В. Мохин, первым заместителем главного конструктора - Я. В. Безель. В про­цессе разработки использовался научно-технический задел по созданию систем и ком­плексов средств автоматизации на элементной конструкторской технологической базе 3-го поколения «Основа-72».

Вновь созданная система (ей было при­своено наименование «С-50») могла быть при­нята на вооружение после государственных испытаний системы в целом и входящих в нее комплексов, обязательного проведения испы­таний одной из важнейших составляющих си­стемы - центральной группировки, состоящей из АСУ «Байкал-1» и двух ЗРС С-300В2, - с реальными стрельбами по крылатым ракетам.

Автоматизированный КП системы ПВО г. Москвы был создан на базе решений (техни­ческих и алгоритмических) УРЛУ «Основа» и АСУ «Байкал» с той принципиальной особенностью, что в его составе был впервые реали­зован 3-машинный комплекс из сопряжённых между собой ЭВМ 5Э261 (главный конструк­тор академик С. А. Лебедев), что потребовало разработать дополнительно специальное про­граммное обеспечение для взаимодействия этих ЭВМ в реальном времени с жёстко регла­ментированным циклом обработки.

Командные пункты зенитных ракетных корпусов и бригад системы ПВО г. Москвы были оснащены АСУ «Байкал», а радиотех­нические батальоны информационной систе­мы - УРЛУ «Основа». Основными зенитными ракетными системами были ЗРС С-300 (гене­ральный конструктор Б. В. Бункин).

Объекты системы С-50 были развернуты в Московском промышленном районе в соот­ветствии с определенной Министерством обо­роны дислокацией. После проведения работ по сопряжению и проверке комплексного функци­онирования были проведены государственные испытания системы в целом с реальными об­лётами. Испытания прошли с положительными результатами. Система была принята на воору­жение с характеристиками, соответствующими требованиям тактико-технического задания, а ранее существовавшая С-25 была снята с во­оружения.

После 1994 г. в ходе реформ в Воору­женных силах России система ПВО г. Москвы претерпела изменения, а часть её вооружения по решению Минобороны была передислоцирована в другие регионы .

В 2010 г. было принято правительствен­ное решение о модернизации системы ПВО г. Москвы: замены в ней автоматизированных комплексов на более совершенные (в частности, было определено развёртывание в систе­ме АСУ «Байкал-1М»), а также ЗРС С-300 на только что принятые на вооружение ЗРС С-400. Модернизация была проведена Московским НИИПА под руководством генерального кон­структора Я. В. Безеля.

Государственные испытания модерни­зированной системы были проведены в 2011-­2012 гг. Показанные характеристики обеспе­чивали высокую эффективность обороны главного объекта страны. При модернизации было сохранено функционально отработанное еще в 1993 г. взаимодействие системы ПВО с системой ПРО А-135, которое обеспечивало в Центральном промышленном районе решение задачи борьбы с аэробаллистическими целями типа СРЭМ, АСАЛМ.

Все важнейшие работы, выполненные МНИИПА, включая работы 6-го отдела НИИ СТ КА, характеризуют работу института как головного НИИ, проектировавшего и создавав­шего в Советском Союзе системы ПВО и авто­матизированные комплексы управления ПВО реального времени, которые с высокой эффек­тивностью обеспечивали оборону важнейших объектов страны. Эту роль МНИИПА, ставший подразделением ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей», продолжает исполнять до сих пор.

Накопленный коллективом МНИИПА опыт в области создания систем и комплексов для войск ПВО и космических войск позволил ему выполнить также работы по обоснованию принципов и структуры построения воздуш­но-космической обороны, которые задавались и реализовывались в соответствии с указом Президента РФ «Об организации противовоз­душной обороны в Российской Федерации», в котором было поручено Главнокомандующему ПВО «организовать работы по обоснованию принципов воздушно-космической обороны РФ», и указом Президента РФ о принятии на вооружение системы ПВО г. Москвы, в кото­ром одновременно было предписано Мини­стерству обороны совместно с промышленно­стью продолжить совершенствование системы ПВО г. Москвы.

В 1994-1997 гг. коллективом МНИИПА (научный руководитель - Я. В. Безель) были разработаны и представлены Минобороны России комплексные проекты:

  • по ВКО Российской Федерации;
  • по ВКО Центрального промышленного района РФ и г. Москвы;
  • по ВКО зон и районов ПВО Российской Федерации.

В рамках этих проектов в 1997 г. был раз­работан и представлен на согласование в Ми­нобороны проект Концепции ВКО.

Концепция воздушно-космической обо­роны Российской Федерации на период до 2016 г. и дальнейшую перспективу была ут­верждена указом Президента РФ в 2006 г.

Список литературы

1. Лобанов М. М. Начало советской радиолокации. М.: Сов. радио, 1975. 288 с.

2. Ощепков П. К. Жизнь и мечта. М.: Московский рабочий, 1965. 296 с.

3. Пчельников Н. И. и др. Теория и основы проектирования ПУАЗО. М.: Изд. Артиллерийской Академии наук, 1946. 112 с.


Об авторе

Я. В. Безель
ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей»
Россия

Безель Яков Владимирович – доктор технических наук, профессор, научный руководитель

Область научных интересов: создание АСУ для различных видов ВС, их совершенствование и проектирование первых АСУ для ПВО, ВКО.

г. Москва



Рецензия

Для цитирования:


Безель Я.В. Этапы развития автоматизированных систем управления авиацией и ПВО. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2015;(2):90-94. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2015-2-90-94

For citation:


Bezel Y.V. Stages of development of automated control systems for aircraft and air defence. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2015;(2):90-94. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2015-2-90-94

Просмотров: 677


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0542 (Print)