Перейти к:
Современная практика продвижения научного журнала
Для цитирования:
Современная практика продвижения научного журнала. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2016;(2):4-6.
Редакция научно-технического журнала «Вестник Концерна ВКО «Алмаз - Антей» постоянно работает над подбором статей по актуальной тематике и стремится к качественному разнообразию каждого выпуска журнала. Результаты этой работы читатели могут видеть на страницах журнала.
Читательская аудитория «Вестника» охватывает всю территорию Российской Федерации, журнал рассылается более чем по 350 адресам, включая все предприятия Концерна, ведущие российские технические вузы, профильные организации Минобороны России и смежные с Концерном предприятия промышленности. Список рассылки постоянно пополняется новыми заинтересованными организациями и частными лицами, оформившими подписку на журнал через общероссийский каталог «Роспечать» (подписной индекс 79162).
Кроме стандартной рассылки редакция журнала применяет методы интернет-маркетинга для продвижения материалов научно-технического журнала «Вестник Концерна ВКО «Алмаз - Антей» в сети Интернет. С 2015 г. редакция размещает «Вестник» в свободном доступе на трех электронных площадках (elibrary.ru, КиберЛенинка и сайт Концерна) и осуществляет e-mail-рассылку электронной версии журнала заинтересованным подписчикам.
Приведем некоторые результаты этой деятельности по состоянию на 22 ноября 2016 г.
Всего по данным сайта elibrary.ru статьи «Вестника» с марта 2015 г. были загружены 909 раз. Из 179 статей, размещенных в библиотеке elibrary.ru, было выполнено 106 цитирований, значит, в среднем каждая вторая статья была процитирована хотя бы один раз. Редакция журнала призывает авторов делать полноценные списки литературы, в том числе цитировать в публикациях и свои статьи, тезисы докладов, патенты, свидетельства о регистрации компьютерных программ.
Следует отметить, что анализ данных ресурса elibrary.ru по публикуемым в «Вестнике» статьям (рис. 1) позволил нам войти в перечень ВАК именно по тем группам специальностей научных работников, по которым наиболее часто публикуются наши авторы:
05.02.00 – машиностроение и машиноведение;
05.07.00 – авиационная и ракетно-космическая техника;
05.12.00 – радиотехника и связь;
05.13.00 – информатика, вычислительная техника и управление;
08.00.00 – экономические науки.
Рис. 1. Тематика статей научно-технического журнала «Вестник Концерна ВКО «Алмаз - Антей» по данным сайта elibrary.ru
При всех достоинствах платформы elibrary.ru у нее есть один недостаток - полнотекстовые версии статей доступны только после регистрации на этом сайте. Проблема возникла сразу после первой рассылки информации о доступности статей из «Вестника» в сети Интернет. В редакцию поступило много звонков с просьбой пояснить, как использовать платформу elibrary.ru и как можно загрузить статьи из «Вестника», что побудило редакцию искать другие способы продвижения журнала в сети Интернет. В результате стали доступны еще две площадки: электронная библиотека «КиберЛенинка» и сайт Концерна.
Количество загрузок из электронной библиотеки «КиберЛенинка» с июля 2015 г. составляет 1570 загрузок полнотекстовых версий статей. Следовательно, с июня 2015 г. из 71 размещенной в «КиберЛенинке» статьи каждая была загружена в среднем 22 раза. За день в среднем загружается три статьи из «Вестника». Кроме того, в «КиберЛенинке» существует возможность поделиться своей статьей в распространенных в России социальных сетях (ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google+, Одноклассники.ru). В этом случае помимо коллег и читателей журнала статью смогут оценить еще и ваши друзья из социальных сетей.
Перед загрузкой в начале июля 2015 г. научно-технических статей «Вестника» на сайт Концерна редакция провела работу по поисковой оптимизации (SEO) страницы журнала на сайте Концерна, что позволило уже через две недели по низкочастотным запросам занять верхние позиции поисковых систем. В качестве примера читателям предлагается ввести в любую поисковую систему (Rambler, Google или Yandex) простой запрос «анализ затрат на научные исследования» и посмотреть на первую ссылку. Помесячный график (рис. 2) иллюстрирует динамику загрузок статей из «Вестника» за период с начала работ в июле 2015 г. до конца ноября 2016 г.

Из графика видно, что трафик из поисковых систем может доходить до 90 % от общего числа загрузок статей из «Вестника». Значит, статьи из журнала загружают пользователи, которые ищут информацию в поисковых системах и находят ее на сайте Концерна. Информацию ищут и находят, в том числе пользователи, которые не знали о существовании Концерна и «Вестника».
Результаты проведенной работы таковы. Общее количество загрузок статей из «Вестника» с сайта Концерна с августа 2015 г. по данным сервиса Yandex.Metrika составляет 4445. В среднем каждая статья была загружена 62 раза, в день в среднем - 8 статей журнала. Ежемесячное количество загрузок статей журнала обычно составляет не ниже 100.
Важный вопрос, который волнует авторов: «А сколько раз была загружена моя статья?» Для ответа на этот вопрос обратимся к графику (рис. 3), отражающему информацию, сколько раз были загружены самые часто и редко загружаемые статьи «Вестника». Если подсчитать сумму значений в точках перегиба графика, суммарное количество загрузок самой часто загружаемой статьи составляет 211, однако, даже самую редко загружаемую статью скачали 24 раза.

Помимо поисковой оптимизации и размещения на площадках в сети Интернет редакция журнала проводит e-mail-рассылку информации о доступности свежих номеров «Вестника» в сети Интернет. Как показывает понедельный график загрузок (рис. 4), трафик в периоды проведения e-mail-рассылки (рис. 4, точки 1-3) значительно преобладает над поисковым трафиком.

В базе рассылки «Вестника» 503 e-mail- адреса. Средняя открываемость рассылки составляет 58 %, а средняя кликабельность - 24 %. По результатам проведения 14 подписных кампаний с марта 2015 г. подписчики загрузили 1892 статьи из «Вестника». В среднем 136 подписчиков скачали хотя бы одну статью.
Сопоставительный график загрузок статей из «Вестника» на трех площадках и через e-mail-рассылку (рис. 5) показывает, что наименьшее значение по загрузкам статей имеет научная электронная библиотека elibrary.ru, что связано с необходимостью регистрации в ней для загрузок информации из журналов открытого доступа. Наибольшее совокупное значение загрузок имеет сайт Концерна, что связано с систематической работой по поисковой оптимизации на сайте Концерна и наличию e-mail-рассылки.

Редакция журнала открыта к диалогу с читателями. Ваши предложения по расширению рассылки нашего журнала, по его продвижению в сети Интернет, социальных сетях и международных реферативных базах направляйте на электронный почтовый ящик редакции press@almaz-antey.ru.
Рецензия
Для цитирования:
Современная практика продвижения научного журнала. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2016;(2):4-6.