Перейти к:
Проблемы становления лидера трудового коллектива
https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-2-9-12
Аннотация
Для цитирования:
Большаков Д.Ю., Ерошин С.Е., Новиков Я.В. Проблемы становления лидера трудового коллектива. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2016;(2):9-12. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-2-9-12
For citation:
Bolshakov D.Yu., Eroshin S.E., Novikov Y.V. Self-development problems of a work team leader. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2016;(2):9-12. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-2-9-12
Лидер в коллективе - это самобытная личность, которая при взаимодействии с коллегами становится ориентиром, мотивирует, заряжает оптимизмом. Коллектив, принимая и поддерживая лидера, добровольно объединяется вокруг него.
В зависимости от кругозора лидер выделяет перспективу выполнения работы, распределяет обязанности среди сотрудников, ставит главные задачи для исполнения. Неординарность мышления лидера, готовность к переменам и постоянный поиск путей достижения цели содействуют выполнению работы с необходимым качеством и в поставленные сроки.
Лидеры в первую очередь нужны в коллективах творческого труда, где многообразие работ преобладает над рутиной, например в научных организациях, на промышленных предприятиях, связанных с внедрением инноваций.
Лидер должен обладать определенными качествами. Американский ученый Дэниел Гоул- ман в своих исследованиях [1, 2] определил набор характеристик, сгруппировал их и ввел под общим названием «эмоциональный интеллект».
Как утверждает Д. Гоулман, эмоциональный интеллект на 66 % для работников среднего звена и на 85 % для управляющих должностей определяет выполнение работы с необходимым качеством в соответствующие сроки.
Эмоциональный интеллект увеличивается с возрастом, а коэффициент умственного развития - нет [2]. При этом расширяются и сферы приложения интеллектуального потенциала. Человек с высоким коэффициентом умственного развития способен изменить эмоциональный интеллект и использовать как мотивацию в своих действиях.
Бытующий постулат «лидерами рождаются» опровергнут Д. Гоулманом [1]. Однако полнофункциональные лидеры, обладающие необходимыми качествами, сами по себе появляются редко (из-за невозможности самореализации). По этой причине для улучшения продуктивности предприятия или отдельного коллектива целесообразно искать работников с выраженными лидерскими качествами и управлять развитием качеств, которые выражены не так ярко.
Выявленные авторами статьями с учетом работ [1-9] характеристики эмоционального интеллекта лидера, сведенные в группы, приведены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Необходимые характеристики эмоционального интеллекта
Характеристики |
Развиваемые |
Трудноразвиваемые |
---|---|---|
Интеллектуальные |
Кругозор Умение выделять главное Умение разбираться в людях Последовательность |
Быстрота реакции Сообразительность |
Эмоциональные |
Целеустремленность Ответственность |
Энтузиазм Оптимизм |
Духовные |
Альтруизм Справедливость Доброжелательность Решительность Объективность |
Самоотдача Беспристрастность Порядочность Щедрость Смелость |
Творческие |
Дипломатичность Ораторские навыки Дальновидность Представительность Инициативность Контактность Работоспособность |
Чувство юмора |
Таблица 2
Нежелательные характеристики эмоционального интеллекта
Характеристики |
Корректируемые |
Труднокорректируемые |
---|---|---|
Интеллектуальные |
Некомпетентность Бессистемность Легкомысленность |
- |
Эмоциональные |
Наглость |
Лживость Самолюбование Апатия Истеричность |
Духовные |
Безответственность Грубость Аморальность Сумасбродство |
Лицемерие Алчность Снобизм Мстительность Завистливость Беспринципность Леность Мелочность Злопамятство Трусость Пристрастно сть |
Творческие |
Многословие |
Льстивость Интриганство Надменность |
Данные табл. 1 позволяют заключить, что развиваемые положительные характеристики, превышают трудноразвиваемые, по ним и целесообразно выявлять лидеров.
Нежелательные характеристики эмоционального интеллекта можно подразделить на корректируемые и труднокорректируемые (табл. 2), причем труднокорректируемых отрицательных значительно больше, чем корректируемых. Причем положительные качества негативно перекрываются меньшим набором не поддающихся корректировке отрицательных, и в таком случае кандидат не будет рекомендован в лидерскую группу.
Процесс поиска и формирования лидеров в коллективе предлагается проводить следующим образом.
- Выявить людей, которым присущи лидерские качества (провести наблюдение за действиями в коллективе, анкетирование, конкурс, собеседование с кадровиком или психологом, собрать мнения вышестоящих руководителей или руководителей смежных подразделений).
- Организовать программу повышения квалификации по развитию недостающих лидерских качеств (тренинги, деловые игры, работа в проектных командах).
- На основании полученных результатов выработать рекомендации по созданию условий для работы зарекомендовавших себя лидеров (расширение фронта работ, делегирование полномочий, создание условий для непрерывного повышения квалификации).
При подборе претендентов на включение в программу повышения квалификации следует обращать внимание на развиваемые и корректируемые характеристики. Следует отметить, что за рамками статьи остаются профессиональные характеристики лидера, поскольку общеизвестно, что лидер может и не являться наиболее компетентным сотрудником коллектива в той области, в которой сосредоточены его профессиональные обязанности. Высшая компетенция необходима для интеллектуального лидера мнений [3].
Первичный отбор претендентов предлагается провести следующим образом. Приведенные в таблицу характеристики эмоционального интеллекта заносят в опросный лист в алфавитном порядке (табл. 3). Каждый претендент оценивает свои характеристики по десятибалльной шкале. Здесь важна самоидентификация человека, решившего заполнить опросный лист, как потенциального лидера. На основании анализа опросных листов формируется потенциальная лидерская группа.
Таблица 3
Вид опросного листа
Характеристика |
Самооценка от 0 до 10 баллов |
---|---|
Альтруизм |
|
Беспристрастно сть |
|
Быстрота реакции |
|
Грубость |
|
Дальновидно сть |
|
Дипломатично сть |
|
Доброжелательность |
|
Завистливость |
|
Инициативно сть |
|
Контактность |
|
Кругозор |
|
Леность |
|
Лицемерие |
|
Мстительно сть |
|
Наглость |
|
Объективность |
|
Оптимизм |
|
Ораторские навыки |
|
Ответственность |
|
Порядочность |
|
Работо способность |
|
Решительность |
|
Самоотдача |
|
Смелость |
|
Сообразительность |
|
Справедливо сть |
|
Умение выделять главное |
|
Умение разбираться в людях |
|
Целеустремленность |
|
Надменность |
|
Чувство юмора |
|
Щедрость |
|
Энтузиазм |
|
Участие в процедуре самооценки выявит лидерские устремления потенциальных кандидатов и выделит характеристики эмоционального интеллекта, которые необходимо уточнять и развивать на следующих этапах.
Отдельные необходимые лидерские характеристики можно развивать, даже если они находятся в зачаточном состоянии [2]. Для тренировки развиваемой положительной и снижения корректируемой отрицательной характеристики применяют следующие методы: тренинги, деловые игры, работы в проектных командах [4, 5].
Отметим, что по отношению к социуму выделяют два типа лидеров: позитивные и негативные. Примером негативных могут быть главари неконституционных группировок и даже некоторые руководители (сотрудники) официальных структур. Таких лидеров характеризует симбиоз положительных и отрицательных качеств, связанные с этим сложные деловые отношения и моральный климат в руководимом коллективе.
Лидерство предполагает способность проявлять волю путем морального и административного воздействия на трудовой коллектив (в случае соответствующих полномочий). В этом смысле лидер - это субъект власти, которая основана на авторитете лидера.
Лидера определяют результаты коллектива и то, насколько его идеи и решения отвечают интересам дела и членов коллектива. Способность к компромиссу, умение минимизировать негативные последствия принимаемых решений - черты лидера.
В благоприятных условиях лидерские качества совершенствуются и развиваются при увеличении масштаба работы. Это наглядно видно на примере талантливых ученых и конструкторов, которые по мере карьерного роста приобретали достоинства надличностного характера.
Список литературы
1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 500 с.
2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 512 с.
3. Большаков Д. Ю. Выявление и поддержка интеллектуальных лидеров мнений в вертикально интегрированной структуре оборонно-промышленного комплекса // Инновации. 2016. № 7. С. 68–70.
4. Большаков Д. Ю., Новиков Я. В. Формирование расширенной компетенции инженерно-технических кадров для эффективного управления инновациями // Матер. междунар. науч.-практ. конф. «Социальная инноватика – 2015» Москва, 2015. М.: МИРЭА, 2015. С. 184–186.
5. Горевая Е. С. Опыт формирования инновационных и управленческих компетенций инженерных кадров в вузе // Инновации. 2015. № 3. С. 61–67.
6. Клюев И. В. Лидер мнения в политических коммуникациях // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2013. Т. 3. С. 329–334.
7. Шелонаев С. И. Типология акторов в современном медиапространстве // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 1. С. 190–194.
8. Шафеева Н. Д. Теоретические основы лидерских качеств студентов // Среднее профессиональное образование. 2011. № 10. С. 58–62.
9. Котляров И. В. Лидерство как теоретический концепт и объективная реальность: социологические тренды // Социологический альманах. 2014. № 5. С. 29–51.
Об авторах
Д. Ю. БольшаковРоссия
Большаков Денис Юрьевич – кандидат технических наук, начальник отдела
Область научных интересов: математическое моделирование, теория и методика профессионального образования, функциональная стилистика.
г. Москва
С. Е. Ерошин
Россия
Ерошин Сергей Евгеньевич – кандидат технических наук, заместитель директора
Область научных интересов: научно-образовательное сотрудничество, дополнительное профессиональное образование.
г. Москва
Я. В. Новиков
Россия
Новиков Ян Валентинович – кандидат экономических наук, генеральный директор
Область научных интересов: модернизация оборонной промышленности, экономические риски инновационных проектов.
г. Москва
Рецензия
Для цитирования:
Большаков Д.Ю., Ерошин С.Е., Новиков Я.В. Проблемы становления лидера трудового коллектива. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2016;(2):9-12. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-2-9-12
For citation:
Bolshakov D.Yu., Eroshin S.E., Novikov Y.V. Self-development problems of a work team leader. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2016;(2):9-12. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-2-9-12