Preview

Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей»

Расширенный поиск

В память об Иосифе Матвеевиче Дризе

Полный текст:

Для цитирования:


Козлов Г.В., Большаков Д.Ю. В память об Иосифе Матвеевиче Дризе. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2016;(2):65-70.

3 ноября 2016 г. ушел из жизни выдающийся конструктор войсковых зенитных ракетных комплексов малой дальности Иосиф Матвее­вич Дризе.

И. М. Дризе родился 20 марта 1927 г. в г. Почеп Брянской области в семье служащего. Родители: мать - домохозяйка, отец в 18 лет ушел в Красную Армию и воевал всю Граж­данскую войну, затем работал на заводе в от­деле снабжения производства.

В 1935 г. И. М. Дризе поступил в школу в г. Москве. В 1941 г. был с семьей эвакуирован в г. Чистополь, где два года работал на заводе токарем. После возвращения из эвакуации в 1943 г. окончил экстерном школу и в 1944 г. поступил в Московский авиационный инсти­тут на факультет № 4 «Радиоэлектроника лета­тельных аппаратов» по специальности «Радио­управление летательными аппаратами», после обучения был распределен в НИИ-20.

С того дня, как Иосиф Матвеевич пере­ступил порог НИИ-20 (в настоящее время НТЦ «НИЭМИ» ПАО «НПО «Алмаз»), где начался его долгий и славный трудовой путь от инжене­ра-разработчика до руководителя тематическо­го отдела и конструктора зенитных ракетных комплексов (ЗРК) малой дальности.

Иосифу Матвеевичу очень повезло с пер­выми наставниками - Наумом Адольфовичем Баршаем и Анатолием Прокопьевичем Белоу­совым - людьми талантливыми и требователь­ными. Его первые работы были посвящены оп­тимизации локационного приемника. В 1956 г. совместно с ЦНИИ-108 (в настоящее время АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга») была завершена НИР «Исследование методов защиты радиолокационных станций орудий­ной наводки от ответных помех (шифр «Кры­ло»)». Участвуя в ней, Иосиф Матвеевич внес большой вклад в разработку методов защиты радиолокационных станций (РЛС) от воздей­ствия угловых и опережающих импульсных помех и повышение точности автосопрово­ждения цели. Методы защиты РЛС от ответ­ной помехи, разработанные в НИР «Крыло», с успехом использовались во всех разработках РЛС слежения: станциях орудийной наводки «Просвет-К» и «Ваза», зенитных ракетных комплексах семейства «Круг» и «Оса». На ос­нове результатов, полученных в НИР «Крыло», И. М. Дризе защитил кандидатскую диссертацию.

После плановой реструктуризации ин­ститута в 1958 г. Иосиф Матвеевич был пере­веден на должность начальника лаборатории и одновременно назначен заместителем на­чальника отдела, которым руководил ведущий ученый в области радиолокационных систем Михаил Львович Слиозберг. Отдел работал над новой в СССР тематикой - противотанковые управляемые ракеты с наведением по радио­каналу. Иосиф Матвеевич стал разработчиком аппаратуры радиоуправления ракеты, до этого такими снарядами управляли исключительно по разматывающемуся проводу.

Эскизный проект противотанковой управляемой ракеты был разработан за один год, а вскоре появился и технический про­ект, полностью определивший пути создания этой системы. Полученные результаты были использованы в КБ «Точмаш» (ныне АО «КБ- точмаш им. А. Э. Нудельмана») для создания управляемой ракеты комплекса «Фаланга». В 1960 г. на полигоне в г. Кубинке под Мо­сквой были проведены успешные испытания этого комплекса, на которых присутствовал Н. С. Хрущёв. Он тепло поздравил разработчи­ков с успешными испытаниями и завершением разработки комплекса «Фаланга», который на протяжении многих лет использовался в Во­оруженных Силах СССР. Успех комплекса - это заслуга и Иосифа Матвеевича, который разработал схему управления ракетой.

В 1959 г. И. М. Дризе в качестве замести­теля главного конструктора зенитного ракет­ного комплекса «Круг» был переведен в отдел № 3, возглавляемый Вениамином Павловичем Ефремовым. Вся его работа в этот период была связана с проведением испытаний, и факти­чески весь полигон, по словам сослуживцев, держался на его плечах.

Осенью 1961 г. для проведения комплекс­ных заводских испытаний на смену экспери­ментальному образцу на полигон поступил первый опытный образец комплекса «Круг». В результате напряженной работы уже в дека­бре того же года было получено подтвержде­ние правильности принятых решений. Затем начался длительный процесс отработки аппа­ратуры и систем управления. Как вспоминает сам Иосиф Матвеевич, во время испытаний комплекса «Круг» он находился в командиров­ке примерно восемь месяцев в году.

Войсковой ЗРК - это согласованное со­четание сложнейших элементов: гусеничного или колесного шасси, РЛС, системы управле­ния, пусковых установок и, конечно, самих ракет. Конструктор такого комплекса подобен дирижеру большого оркестра, исполняющего грандиозную оперу. Подобных комплексов в армиях иностранных государств, как по прин­ципу действия, так и по боевым характеристи­кам тогда еще не было.

Испытания длились почти три года. Ра­бочий день, как правило, включал две смены: днем - пуски ракет, ночью - подготовка техни­ки к следующим испытаниям и лабораторные проверки.

Государственные совместные испытания комплекса «Круг» проходили с января 1963 г. по июнь 1964 г. Техническими руководителями испытаний были Вениамин Павлович Ефремов и Лев Вениаминович Люльев. Иосиф Матвее­вич Дризе входил в состав комиссии от Госко­митета по радиоэлектронике.

В ходе испытаний были выявлены се­рьезные проблемы с ракетой: флаттер, раз­рушение ракеты при отделении стартовиков. Из 26 пусков, выполненных до конца 1960 г., шесть ракет разрушились в полете, у семи не включился маршевый двигатель, и только 12 стрельб были относительно успешными. С учетом выявленных недостатков было принято решение изменить конструкцию стабилизато­ров горения и повысить жаростойкость камеры сгорания маршевого двигателя.

Несмотря на сложности, был и обнаде­живающий результат. Так, анализ возможно­стей станции наведения ракет и динамики на­ведения зенитной управляемой ракеты показал возможность обеспечения приемлемой точно­сти наведения при использовании только радио- командной системы управления.

Доработанный комплекс «Круг» отлично показал себя при испытаниях и эксплуатации в войсках. За значительный вклад в его разра­ботку И. М. Дризе в 1967 г. была присуждена Ленинская премия.

Время шло, и вечная борьба пули и бро­ни привела к тому, что авиационные средства воздушного нападения стали маловысотными, поэтому из-за влияния радиогоризонта обна­ружить их можно было только на ближних ру­бежах. С учетом этого новый комплекс «Оса» проектировался сразу как средство борьбы с низколетящими целями. Работы по низковы­сотному комплексу противовоздушной обо­роны (ПВО) начались одновременно в СССР и США в 1959 г., но успешно завершить эти работы удалось только советским инженерам.

В 1968 г. И. М. Дризе был назначен на­чальником отдела № 15. Иосиф Матвеевич привел с собой из отдела № 3 слаженную ко­манду из семи ведущих разработчиков, кроме того ему повезло с коллективом нового отдела, который сложился в основном на базе 5-й ла­боратории, руководимой М. М. Косичкиным.

Большая заслуга Иосифа Матвеевича со­стояла в том, что он со своей командой сумел создать сплоченный коллектив без нарушения его традиций и объединить усилия для даль­нейшей работы по изделию «Оса». С постав­ленной задачей - за год создать новое изделие «Оса» - коллектив справился отлично.

Показательно и то, что за почти полве­ка руководства отделом не легла на полку ни одна работа. Все научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки были вне­дрены в действующие образцы вооружения как Российской армии, так и армий зарубежных стран, что еще раз подтверждает особый та­лант организатора и конструктора И. М. Дризе.

До 1967 г. были пройдены все этапы соз­дания автономного войскового зенитного ра­кетного комплекса малой дальности «Оса» до государственных испытаний включительно. Из-за обнаруженной проблемы, связанной со сложностью компоновки изделия, - антенный пост и пусковое устройство были размещены на одном самоходе, но на разных осях, что не позволяло стрелять через антенный пост, - экспертной комиссией Главного ракетно-ар­тиллерийского управления (ГРАУ) Министер­ства обороны СССР было принято решение о доработке системы.

В 1969 г. И. М. Дризе стал основным раз­работчиком нового, так называемого колендри- ческого, варианта изделия «Оса», и всего за год его соосный вариант (в котором антенный пост и ракеты вращались на одной оси) прошел ис­пытания, а в 1970 г. был сдан в серийное про­изводство.

И. М. Дризе внес большой вклад в бы­строе освоение изделия «Оса» на серийном заводе «Купол» (г. Ижевск), многие технологи­ческие проблемы, связанные с изготовлением первого образца, были решены благодаря его смекалке и инженерной интуиции. В резуль­тате ЗРК получился столь удачным, что один командир войсковой системы «Оса» сказал, что на стрельбы с «Осой», как с пистолетом.

Тем временем под руководством Иосифа Матвеевича в институте продолжались работы по совершенствованию этого изделия. Решени­ем военно-промышленного комитета при Сове­те Министров СССР предложенные изменения были утверждены и внесены в тактико-техни­ческие требования ГРАУ. По одному из главных принципиальных вопросов (стрельбе на ходу) в НИЭМИ с участием руководства и начальника ГРАУ маршала артиллерии П. Н. Кулешова со­стоялось совещание, на котором В. П. Ефремов предложил:

  • исключить из тактико-технического за­дания на разработку боевой машины стрельбу на ходу и ввести стрельбу с короткой останов­кой при сохранении требования обнаружения цели в движении;
  • ввести в боевую машину «Оса» второй канал автосопровождения ракеты, обеспечив залповую стрельбу по цели.

По докладу В. П. Ефремова состоялась оживленная дискуссия, в ходе которой пред­ставители ГРАУ выступили против.

Маршал артиллерии П. Н. Кулешов, вы­слушав все мнения, дал согласие на внесение изменений в тактико-техническое задание. С этого момента «зеленая улица» для разра­ботчиков ЗРК «Оса» была открыта.

Работу по перекомпоновке ЗРК «Оса» возглавил И. М. Дризе. Спустя полтора года при испытаниях на полигоне комплекс превзо­шел все ожидания. Показательно, что второй образец комплекса был изготовлен на серий­ном заводе, что само по себе редкость в прак­тике разработок столь сложных систем.

Опытный образец боевой машины в но­вой концентрической компоновке в марте- июне 1970 г. прошел заводские испытания, а во второй половине года - совместные (государ­ственные) испытания. Строгая и авторитетная комиссия во главе с генералом М. М. Савелье­вым дала комплексу путевку в жизнь.

Комплекс «Оса» был введен в серийное производство, боевые машины начали посту­пать в войска. Для серийного производства но­вой техники были задействованы производ­ственные мощности заводов в гг. Свердловске (ныне г. Екатеринбург), Саратове, Днепропе­тровске, Брянске, Ижевске, Туле, Муроме, Йош­кар-Оле.

Комплекс «Оса» до сих пор находится на вооружении 24 стран мира - 40 % населения Земли. Продолжается успешная служба ком­плекса «Оса» и в российских войсках.

Периодически проводились модерниза­ции ЗРК «Оса», в ходе которых устранялись конструктивные недоработки по замечани­ям командования войск, вводились усовер­шенствования, связанные с появлением более технически оснащенных средств воздушного нападения (СВН) и новых тактических прие­мов их использования. Возможности по модер­низации ЗРК оказались весьма значительны. Усовершенствованный комплекс «Оса-АК» отличался расширенной зоной поражения, что в конце 1974 г. было подтверждено на совмест­ных испытаниях.

Одновременно с войсковым ЗРК «Оса» велась разработка и корабельного варианта комплекса для защиты от низколетящих целей и противокорабельных ракет ВМФ. И хотя раз­работку морского варианта комплекса «Оса» проводило МКБ «Радуга» (в настоящее время МКБ «Аметист»), Иосиф Матвеевич активно участвовал в разработке и испытаниях кора­бельного варианта системы. Морской вариант ЗРК «Оса-М» (потом «Оса-МА» и «Оса-МА2») стал самым распространенным средством за­щиты кораблей, особенно малого водоизмеще­ния. До сих пор этот комплекс надежно служит ВМФ РФ и флотам многих зарубежных стран.

Труд большой группы разработчиков ЗРК «Оса» была отмечена государственными на­градами - Ленинской и Государственной пре­миями. В. П. Ефремов был награжден орденом Ленина и золотой медалью «Герой Социали­стического Труда», И. М. Дризе и А. Д. Весе­лова - орденами Ленина. Н. Н. Покрамович, В. А. Леонов, В. П. Наркова, С. Д. Прохоров, К. Н. Базанов, Б. И. Ильин, Л. П. Кравчук, В. В. Морозов, В. Е. Меркулов, А. И. Смаржев- ский, И. П. Воробьёв, В. А. Чеканов, Ю. В. Тим­кин и многие другие были награждены орденами и медалями Советского Союза. A. M. Рожнов, Н. Ф. Лавров и В. В. Осипов стали лауреата­ми Ленинской премии, а Б. З. Белокриницкий, М. М. Новиков, В. З. Пескин и В. Н. Фомин - лауреатами Государственной премии.

Тандем В. П. Ефремов - И. М. Дризе, сло­жившийся при работе над комплексом «Оса», оказался многолетним и очень плодотворным, они прекрасно дополняли друг друга. В. П. Еф­ремов - человек представительный всегда был на первых ролях. И. М. Дризе, напротив, был человеком непубличным, невысокого роста с тихим голосом, только живые глаза выдавали в нем богатый природный ум и смекалку. Ио­сиф Матвеевич был электронщиком «от бога», обладал обширными знаниями, талантом изо­бретателя и удивительной работоспособно­стью. Будучи доброжелательным человеком, он прекрасно мог организовать дело, был тре­бовательным дальновидным начальником и надежным защитником своих подчиненных.

Вскоре команда В. П. Ефремова присту­пила к разработке ЗРК «Тор», способного от­разить СВН нового класса - высокоточного, беспилотного, интеллектуального оружия.

В 1972 г. перед НИЭМИ была поставлена задача провести НИР «Изыскание путей созда­ния всепогодного АЗРК МД, унифицированно­го для ПВО СВ, ВДВ, ВПВО и кораблей ВМФ», ответственным исполнителем был назначен И. М. Дризе, его заместителями - A. M. Рожнов, Б. З. Белокриницкий и В. В. Осипов.

Результаты НИР обнадеживали, и в 1975 г. ГРАУ выдало тактико-техническое задание на ОКР «Тор», а в 1976 г. отдел № 15 защи­тил эскизно-технический проект нового ком­плекса. Работы по ОКР «Тор» продолжались в течение 1975-1983 гг., в результате которых коллективу разработчиков удалось удовлетво­рить практически все концептуальные требо­вания ГРАУ.

Главным конструктором ЗРК «Тор» был В. П. Ефремов, а непосредственно разработ­кой ЗРК «Тор» руководил И. М. Дризе (главный конструктор боевой машины и первый замести­тель главного конструктора системы). Немало сложностей возникло у команды В. П. Ефре­мова за 8 лет работы, пока родилось это чудо войсковой ПВО.

ЗРК «Тор» стал первой в мире мобильной системой ПВО, предназначенной для борьбы с высокоточным оружием (ВТО). Ее техниче­ские средства и оружие размещены на одном унифицированном гусеничном шасси высокой проходимости, серийно выпускаемом Мин­ским тракторным заводом. Компактная, тех­нически совершенная и функционально завер­шенная боевая машина позволяет выполнять боевые задачи как автономно, так и в составе системы ПВО без дополнительной заправки и оперативного заряжания в боевых условиях, обеспечивать боевое дежурство или сопрово­ждение войск и на марше и в бою. ЗРК «Тор» позволил обеспечить войсковую ПВО по суще­ству первой машиной-роботом с цифровыми способами управления - системами и элемен­тами искусственного интеллекта, позволяю­щими вести бой с малоразмерными и высоко­скоростными поражающими элементами ВТО за считанные секунды, упрощая тем самым до предела действия боевого расчета.

Комплекс «Тор» состоит из трехкоорди­натной РЛС обнаружения, обеспечивающей обзор заданного пространства за возможно короткое время, РЛС сопровождения целей и РЛС сопровождения ракет, дублирующих оп­тических средств сопровождения целей, ра­кеты с бортовым блоком связи с информаци­онной системой. Каждый элемент комплекса «Тор» может адаптироваться к изменяющейся боевой обстановке при работе в условиях по­мех, маневра целей и т. п.

По результатам испытаний комплекс под­твердил возможности выполнения возложен­ных на него задач, успешно поразив все цели, участвовавшие в налете на его позиции. Бое­вая машина великолепно поражала вертолеты, в том числе находящиеся на земле, а также малоразмерные цели и ракеты типа «Харм». В 1986 г. ЗРК «Тор» начал поступать в войска на смену комплексам «Оса». За значительный вклад в создание ЗРК «Тор» И. М. Дризе в 1985 г был награжден орденом Ленина.

Прогрессивные технические решения, заложенные в конструкцию комплекса «Тор», такие как ФАР, высокопотенциальные РЛС, цифровая обработка информации, вертикаль­ный старт ЗУР и другие, позволили в значи­тельной мере повысить боевые и эксплуатаци­онные характеристики боевой машины путем модернизации ЗРК, что привело к созданию семейства этих комплексов. Первый цикл ра­бот по модернизации ЗРК «Тор» прошел в 1986-1989 гг.

В целом модернизированная двухканаль­ная по цели система «Тор-М1» наилучшим образом отвечала самым современным тре­бованиям по эффективной обороне от совре­менных средств воздушного противника в лю­бых точках Земли, что позволило уже в конце XX в. назвать ЗРК «Тор-М1» машиной начала XXI в. По данным независимой экспертизы, по совокупности боевых характеристик ЗРК «Тор-М1» превосходит ЗРК «Рапира-2000» бо­лее чем в 3 раза, а ЗРК «Кроталь» - в 2,4 раза.

В 1990 г. состоялся первый показ ком­плекса на Международной выставке в г. Ма­ниле на Филиппинах, его представлял главный конструктор И. М. Дризе - так система «Тор» получила мировую известность.

Система «Тор» была представлена на выставках в ОАЭ, Малайзии, Греции, Индии, Китае, Республике Корея, Франции, Англии, Чили, Бразилии, на Международном аэрокос­мическом салоне в подмосковном г. Жуков­ском.

Принятый на вооружение в 1991 г. ЗРК «Тор-М1» неоднократно показывал свои бое­вые возможности на учебных стрельбах, войс­ковых учениях и выставках современного ору­жия в ряде стран мира. Особо отметим пред­ставление ЗРК «Тор-М1» в феврале 1993 г. на одной из крупнейших международных выста­вок вооружения и военной техники IDEX-93 в Абу-Даби (ОАЭ).

Характерен перечень целей, по которым успешно работал ЗРК «Тор»: самолеты-мише­ни, крылатые ракеты, планирующие бомбы, ДПЛА. Поражение практически всегда обе­спечивалось с первого выстрела.

И. М. Дризе сумел организовать специ­альные испытания ЗРК «Тор-М1» в Греции в условиях действия радиопомех средствам ПВО от ВВС стран НАТО. Зенитный ракетный комплекс «Тор» не подвел и здесь - из 19 сце­нариев прекрасно отработал в 16, оставшиеся 3 сценария были успешно отработаны с помо­щью дублирующего телеоптического визира.

После этих испытаний по инициативе И. М. Дризе была поставлена и успешно раз­работана ОКР «Томь», реализация результатов которой позволила значительно повысить по­мехозащищенность ЗРК «Тор», в том числе и при использовании противником специальных уводящих помех самоприкрытия. На воору­жение был представлен новый вариант ЗРК - «Тор-М1В» с расширенной зоной поражения.

Все это свидетельствует о том, что, невзирая на возраст, Иосиф Матвеевич оставался генерато­ром идей, мудрым организатором творческого поиска новых технических решений. Любые изменения в тактике применения предполагае­мым противником СВН учитывал И. М. Дризе при развитии ЗРК семейства «Тор».

Сегодня, когда реальным стало массовое применение беспилотных средств воздушного нападения, необходимо повышение огневой производительности и пропускной способ­ности войсковой ПВО. Следуя неизменным принципам работы на опережение противника, разработчики ЗРК «Тор» по инициативе и при личном участии И. М. Дризе создали практи­чески новый комплекс, способный одновре­менно обрабатывать и обстреливать четыре цели в расширенном угловом секторе. Огневая производительность увеличилась в 2 раза. Эту способность ЗРК «Тор» продемонстрировал не только в процессе государственных испы­таний, но и на демонстрационном показе на полигоне Капустин Яр для иностранных деле­гаций, присутствовавших на Международном салоне «МАКС-2009». Уникальные возмож­ности комплекса «Тор-М2У» произвели на представителей министерств обороны 11 стран огромное впечатление, и спустя месяц стали поступать официальные заявки на переговоры о приобретении этого комплекса.

Комплекс «Тор» непрерывно модернизи­руется в зависимости от совершенствования летательных аппаратов и тактики их примене­ния, особенно это относится к борьбе с ВТО и применению новых типов помех.

Сбываются пророческие слова В. П. Еф­ремова: «Не имеющий аналогов в мире ЗРК «Тор-М1» может стать самым продаваемым оружием ПВО в ближайшие годы».

Последние годы Иосиф Матвеевич про­должал дело своей жизни, будучи заместите­лем генерального директора - главным кон­структором ЗРК АО «ИЭМЗ «Купол».

Светлая память об Иосифе Матвеевиче Дризе - выдающемся конструкторе и замеча­тельном человеке сохранится в наших сердцах.

Статья подготовлена на основе публика­ции Осипов В. В., Козлов Г. В., Большаков Д. Ю. И. М. Дризе: 60 лет побед // Вестник «Концер­на ПВО «Алмаз-Антей». 2009. № 2. С. 83-86.

Об авторах

Г. В. Козлов
АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей»
Россия

Козлов Геннадий Викторович – доктор физико-математических наук, профессор, заместитель руководителя аппарата генерального директора, руководитель секретариата

г. Москва



Д. Ю. Большаков
АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей»
Россия

Большаков Денис Юрьевич – кандидат технических наук, начальник отдела

г. Москва



Для цитирования:


Козлов Г.В., Большаков Д.Ю. В память об Иосифе Матвеевиче Дризе. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2016;(2):65-70.

Просмотров: 44


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0542 (Print)