Перейти к:
Способ посадки беспилотного летательного аппарата вертолетного типа с использованием инфракрасной камеры
https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-3-67-73
Аннотация
Для цитирования:
Иванников К.В., Гаврилов А.В., Боев А.С., Шошин И.С. Способ посадки беспилотного летательного аппарата вертолетного типа с использованием инфракрасной камеры. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2016;(3):67-73. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-3-67-73
For citation:
Ivannikov K.V., Gavrilov A.V., Boev A.S., Shoshin I.S. Method of landing UAV of helicopter type using an infrared camera. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2016;(3):67-73. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-3-67-73
Введение
В последние годы во всем мире наблюдается повышение интереса к использованию БПЛА вертолетного типа в военной области. Такие аппараты могут нести разную полетную нагрузку: радиоэлектронную защиту, радиоэлектронную борьбу, локаторы, индикаторы попадания в цель при использовании БПЛА в качестве мишеней.
Посадка является наиболее сложной и ответственной стадией полета БПЛА. На этой стадии нельзя полагаться полностью на спутниковые навигационные системы, поскольку данные от них не обладают достаточной для этой стадии точностью и достоверностью, а во многих местах спутники просто недоступны.
Инфракрасная камера
Предлагается использовать инфракрасную (ИК) камеру как часть системы распознавания посадочной площадки и, соответственно, инфракрасные источники излучения в качестве ориентиров в конструкции площадки. Инфракрасная камера в отличие от камеры, осуществляющей съемку в видимом диапазоне, имеет преимущество: она позволяет получать менее сегментированные изображения, на которых проще распознать посадочные ориентиры, при отсутствии перекрывающего инфракрасного излучения [1].
В качестве ориентиров при использовании ИК-камеры используются, как правило, один или несколько источников инфракрасного излучения. Для отделения помех от источников инфракрасного излучения при распознавании или моделируют излучение с некоторой несущей частотой, или составляют из набора источников несложную геометрическую фигуру. Среди наиболее распространенных фигур можно выделить формы букв T и H. В данной статье используется фигура, образующая букву Т, которая благодаря своей форме позволяет задавать направление и использовать эту информацию при корректировке траектории посадки.
Алгоритм распознавания
При разработке механизма распознавания учитывалось требование на время выполнения алгоритма на процессорах типа Intel Core i5 не более 0,03 с при том, что частота кадров, получаемых с большинства современных ИК-камер, - 30 кадр/с.
Основные этапы алгоритма следующие:
- сглаживание Гаусса;
- бинаризация изображения;
- морфологическое замыкание;
- нахождение контуров сегментов;
- обнаружение ориентира.
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Сглаживание Гаусса. На первом этапе проводится обработка изображения сглаживающим фильтром, основанным на функции Гаусса для двумерного случая:
где х - расстояние от начала координат по горизонтальной оси;
y - расстояние от начала координат по вертикальной оси;
σ - среднеквадратическое отклонение распределения Гаусса.
Фильтрация повышает качество распознавания путем снижения чувствительности алгоритма к шуму. Применение сглаживания положительно влияет на процесс выделения границ, снижается количество ложных контуров, а найденные границы определяются точнее.
Бинаризация изображения. Следующий этап - это получение монохромного изображения, где есть только темные и светлые пиксели. Ключевой характеристикой этого процесса является порог яркости, позволяющий провести такое преобразование. Существуют принципы (критерии бинаризации), по которым выбирается этот порог. В данной работе был применен метод Оцу [2]. Идея этого метода состоит в разделении пикселов на классы полезных и фоновых таким образом, чтобы внутриклассовая дисперсия была минимальной. Она определяется как взвешенная сумма дисперсий двух классов [2]:
где вес n1(T) и n2(T) - это вероятности двух классов, разделенных порогом T;
- дисперсии этих классов.
Морфологическое замыкание. Особенность данного алгоритма в сравнении с алгоритмами, представленными, например, в статьях [1, 3], заключается в том, что он распознает в кадре не сплошной контур фигуры ориентира посадочной посадки, а контур, составленный из отдельных сегментов, соответствующих отдельным инфракрасным источникам излучения.
По этой причине перед процедурой распознавания следует провести математическую операцию морфологического замыкания [4], предназначенную для соединения отдельных сегментов на изображении для образования контура фигуры ориентира посадочной площадки (для данного примера использована конструкция из диодов, излучающих в видимом диапазоне) (рис. 1).
Рис. 1. Результат морфологического замыкания на примере буквы T, состоящей из отдельных диодов
Характерной чертой морфологического замыкания является наличие структурообразующего элемента [1], размер которого влияет на качество слияния контуров. Поскольку размеры диодов и расстояния между ними увеличиваются по мере уменьшения высоты полета БПЛА при посадке, размер этого элемента является в алгоритме монотонно возрастающей функцией высоты.
Нахождение контуров сегментов. После операции морфологического замыкания в изображении находятся контуры содержащихся в нем сегментов, и затем дескрипторы контура каждого найденного сегмента сравниваются с номинальными, заранее вычисленными дескрипторами контура фигуры ориентира посадки.
В качестве дескрипторов контуров, как в алгоритме [1], используются четыре первых аффинных инварианта моментов [5], позволяющих идентифицировать контур независимо от положения на изображении, угла поворота и размера. Как отмечается в работе [5], аффинные инварианты можно применять во многих случаях как аппроксимацию проекционных инвариантов для идентификации трехмерных фигур. Также при их использовании число ошибок при распознавании гораздо меньше, чем при использовании инвариантов Hu [4], чаще использующихся для идентификации контуров изображений [5]:
где mpq - центральные моменты изображения.
Для черно-белого изображения G центральные моменты определяются следующей формулой:
где (хс, ус) - координаты центра изображения G.
С использованием центральных моментов можно также вычислить угол θ между главной осью контура ориентира и осью X системы координат:
Зная угол θ, можно минимизировать отклонение от курса.
Обнаружение ориентира. Ориентир посадочной площадки считается найденным, если разность между дескрипторами номинального контура и дескриптором одного из найденных на изображении контуров меньше 0,0025. Величина выбрана для конкретного контура экспериментальным путем.
Разность между дескрипторами представляется следующей формулой:
где IiH - i-й элемент дескриптора найденного контура;
Ii - i-й элемент дескриптора номинального контура.
Такой вид формулы разности между дескрипторами выбран для того, чтобы в вычислении расстояния участвовали все элементы векторов дескрипторов вне зависимости от величин их значений. Блок-схема описанного выше алгоритма представлена на рис. 2.
Рис. 2. Блок-схема алгоритма распознавания
Тестирование алгоритма распознавания на стенде
Для тестирования алгоритма распознавания был создан лабораторный стенд из 10 ИК-диодов L-53SF6C (d =5 мм, 860 нм, 100 мВт), расположенных на площадке 0,5×0,5 м в виде буквы T.
На рис. 3 слева представлено изображение, приходящее на вход алгоритма распознавания с ИК-камеры, а справа - результат операции морфологического замыкания, примененный к этому изображению.
Рис. 3. Морфологическое замыкание для структуры, составленной из ИК-диодов
Проведенная операция позволяет уверенно отделять ориентир в виде ИК-маркеров от помех (на стенде в виде помех выступают источники дневного освещения).
Моделирование процесса автономной посадки на программном комплексе
В рамках представленной работы разработан программный комплекс моделирования движения БПЛА при посадке. Программный комплекс предназначен для анализа точности и времени работы алгоритма в зависимости от траектории автоматической посадки и входных данных - параметров алгоритма распознавания - и позволяет анимировать поиск посадочной площадки и снижение БПЛА.
На рис. 4 представлен кадр, полученный из анимации процесса поиска цели и посадки. Буква а указывает на положение БПЛА в начальной точке анимации. Этап поиска посадочнои площадки происходит на спиралевидной траектории БПЛА от начальной точки до текущего положения. Под вертолетом расположена прямоугольная область фиолетового цвета, которая соответствует площади обзора ИК-камеры. В кадре, зафиксированном на рис. 4, ИК-камерой был обнаружен ориентир посадочной площадки b. Контур в виде буквы T попал в поле зрения камеры, после чего была рассчитана траектория посадки.
Рис. 4. Кадр анимации приближения БГША вертолетного типа к посадочной площадке: а - начальная точка; b - ориентир посадочной площадки; ι=> - траектория посадки
На рис. 5 показаны графики по завершении моделирования захода на посадку, проведенного на компьютере с процессором Intel Core i5 3.2 ГГц.
Рис. 5. Графическое отображение результата моделирования посадки БПЛА: а - зависимость разности между дескрипторами от времени; б - зависимость времени распознавания каждого кадра от времени; в - зависимость высоты полеты по оси Y от времени.
Пересечение прямой а и оси абсцисс соответствует точке определения положения ориентира посадки, когда первый раз ошибка распознавания становится ближе всего к нулю. Промежуток между прямыми b и с соответствует снижению вертолета. При этом весь оставшийся путь он находится над посадочной площадкой, что отражено на рис. 5, а, где разность между дескрипторами минимальна. На участке после пересечения прямой c и оси абсцисс буква T выходит за пределы камеры, поэтому разность между дескрипторами возрастает.
Дальнейшее развитие алгоритма распознавания ориентира посадочной площадки
Следующими шагами в разработке алгоритма распознавания являются:
- подбор необходимой промышленной аппаратуры для решения задачи;
- проведение натурных испытаний существующего алгоритма и подтверждение правильного выбора аппаратуры;
- исследование возможности использования источника модулируемого ИК-излучения в качестве ориентира посадочной площадки;
- создание и отработка завершенной оптической системы посадки на небольшом вертолете.
В настоящее время запланированы натурные испытания разработанного алгоритма распознавания, цель которых - решение задачи выбора ИК-камеры и ориентира посадочной площадки при предположении, что ИК-камера будет находиться на расстоянии 100 м от ориентира посадочной площадки. Также требуется подобрать специальную аппаратуру (например, одноплатный компьютерный модуль) для установки на борт вертолета с определенными характеристиками в зависимости от поставленных задач.
В дальнейшем существующий алгоритм будет проверен совместно с камерой, выбранной для установки на борт вертолета, а также оборудованием для индикации посадочного ориентира.
Большой интерес представляет исследование возможности использования модулируемого ИК-излучения в качестве ориентира посадочной площадки, как в разработке фирмы IR-Lock [6], которая с 2015 г. начала коммерческое производство комплектов ИК-камер и ИК-маяков с характеристиками, позволяющими производить распознавание практически во всех погодных условиях, при ярком солнечном свете и в темноте. Разработанная фирмой технология позволяет предотвращать ошибки распознавания и нежелательные приземления.
После всевозможных отработок и изготовления законченного изделия планируется его отработка на вертолете взлетной массой свыше 450 кг.
Список литературы
1. Research on computer vision-based for UAV autonomous landing on a ship / G. Xu et al. // Pattern Recognition Letters. 2009. No. 30. Pp. 600–605.
2. Otsu N. A threshold selection method from gray-level histograms // Proc. 1979 IEEE Trans. Sys. Man. Cybern. No. 9 (1). Pp. 62–66.
3. Saripalli S., Montgomery J., Sukhatme G. Vision-based autonomous landing of an unmanned aerial vehicle // Proc. 2002 IEEE Intern. Conf. on Robotics and Automation. Pp. 2799–2804.
4. Гонсалес Р., Вудс Р., Эддинс С. Цифровая обработка изображений. М.: Техносфера, 2005.
5. Flusser J., Suk T., Zitová B. Moments and moment invariants in pattern recognition. Wiley & Sons Ltd., 2009. 312 p.
6. IR-LOCK. URL: http://irlock.com
Об авторах
К. В. ИванниковРоссия
Иванников Константин Валерьевич – начальник отдела.
Область научных интересов: беспилотные летательные аппараты.
г. Москва
А. В. Гаврилов
Россия
Гаврилов Алексей Владимирович – кандидат технических наук, ведущий инженер-программист.
Область научных интересов: распознавание образов.
г. Москва
А. С. Боев
Россия
Боев Антон Сергеевич – инженер-программист.
Область научных интересов: распознавание образов.
г. Москва
И. С. Шошин
Россия
Шошин Илья Сергеевич – инженер-программист.
Область научных интересов: распознавание образов, 3D-моделирование.
г. Москва
Рецензия
Для цитирования:
Иванников К.В., Гаврилов А.В., Боев А.С., Шошин И.С. Способ посадки беспилотного летательного аппарата вертолетного типа с использованием инфракрасной камеры. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2016;(3):67-73. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-3-67-73
For citation:
Ivannikov K.V., Gavrilov A.V., Boev A.S., Shoshin I.S. Method of landing UAV of helicopter type using an infrared camera. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2016;(3):67-73. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-3-67-73