Перейти к:
Исследования с целью расширения области допустимых режимов применения авиационного изделия
https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-3-24-29
Аннотация
Ключевые слова
Для цитирования:
Замышляев А.А., Шмыгин А.Н., Доновский Д.Е. Исследования с целью расширения области допустимых режимов применения авиационного изделия. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2016;(3):24-29. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-3-24-29
For citation:
Zamyshlyaev A.A., Shmygin A.N., Donovskiy D.E. Research aimed at expanding the range of permissible application modes of aircraft equipment. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2016;(3):24-29. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-3-24-29
Использование авиационных изделий во всей заданной в техническом задании области допустимых режимов применения (ОДРП), как правило, осуществляется на основании анализа работы их систем и приборов по результатам летных испытаний (ЛИ) в зависимости от режимов полета. В ряде авиационных изделий одной из систем, характеристики которой во многом определяют размеры ОДРП, является система приема воздушного давления (СПВД).
СПВД состоит из приемников давления (ПД) и манометрических приборов (МП), соединенных системой трубопроводов. ПД располагают на внешней поверхности корпуса изделий, МП - внутри изделия; длина трубопроводов намного больше, чем их диаметр. Схематично СПВД изображена на рис. 1, а. С помощью ПД через его приемное отверстие на тыльной стороне осуществляется прием статического Рст (С) и через приемное отверстие с фронтальной стороны - динамического Рд (Д) давления, которые посредством системы трубопроводов подводятся к МП. Основными характеристиками ПД являются коэффициент приема скоростного напора: K = qвн/q, и коэффициент приема статического давления - Ky = Pcт/P, где q и P - значения скоростного напора и статического давления набегающего потока воздуха). Коэффициенты K, Ky характеризуют отличия давлений Рст и Рд, принимаемых с помощью ПД, от давлений в невозмущенном потоке, обусловленные особенностями обтекания внешних обводов изделий набегающим потоком, а также конструктивными параметрами ПД и системы трубопроводов.
Рис. 1. Схема СПВД (а) и лабораторного стенда СПВД (б)
В начальный момент времени приемные отверстия ПД закрыты, прием Рст и Рд не осуществляется, СПВД герметична. Открытие приемных отверстий осуществляется в заданный момент времени полета изделия. После прохождения нестационарных процессов, связанных с выравниванием давления в каналах приема Рст и Рд и трубопроводах СПВД, при достижении разности qвн = Рд - Рст определенного значения, происходит срабатывание МП.
Требуется, чтобы выполнялось условие: время срабатывания МП, отсчитываемое от момента открытия приемных отверстий ПД, во всей области ОДРП должно быть не более заданного значения. Выполнение этого требования должно быть подтверждено по результатам ЛИ.
Однако в силу ограниченного объема ЛИ изделия, невозможности, в ряде случаев, испытать изделие на предельных режимах не всегда удается экспериментально, по результатам ЛИ, подтвердить, в частности, требование по времени срабатывания МП во всей ОДРП, заданной в тактико-техническом задании. Это обстоятельство в итоге может накладывать существенные ограничения на размеры ОДРП изделия, для снятия которых традиционно необходимы дополнительные ЛИ.
Цель настоящей работы - проведение исследований с целью расширения ОДРП авиационного изделия без проведения дополнительных ЛИ.
В процессе выполнения работы необходимо было решить основную задачу по подтверждению выполнения требования по времени срабатывания МП в подобласти ОДПР, в которой не были проведены ЛИ.
Настоящая работа проведена в несколько этапов (рис. 2).
Рис. 2. Схема проведения работ
На этапе 1 проводилось определение коэффициентов приема скоростного напора K и статического давления Ky в неисследованной при ЛИ подобласти по результатам анализа характеристик авиационных изделий с подобными (близкими) аэродинамическими обводами и расположением ПД на корпусе изделий. Полученные на этапе 1 зависимости относительных коэффициентов K' = K/Kmax (сплошная линия) и Ky' = Ky/Kymax (пунктирная линия) от относительного числа M' = M/Mmax приведены на рис. 3. Штриховой линией на рис. 3 в безразмерном виде K ' = K/Kmax, Ky' = Ky/Kymax, M' = M/Mmax) приведены результаты, определенные на основании расчетно-теоретических исследований.
Рис. 3. Зависимости коэффициентов K и Ky
На этапе 2 была разработана вычислительная программа SPD для расчета переходных процессов внутри СПВД и определения ее характеристик в зависимости от начальных и граничных условий, а также от конструктивных параметров СПВД: длины и радиуса трубопровода, величины свободных (измерительных) объемов МП.
В указанной вычислительной программе рассмотрено упрощенное представление СПВД, а именно, нестационарное квазиод- номерное течение сжимаемого совершенного газа в прямом трубопроводе постоянного сечения длиной L и радиусом h (полагается, что L много больше h), заканчивающегося объемом сферической формы (резервуаром) радиуса R, имитирующем свободный объем МП.
Постановка задачи в таком виде предполагает постоянство физических параметров по сечению трубы, а также быстрое изменение параметров в каждом сечении трубопровода за счет влияния стенок.
В начальный момент времени t0 в трубопроводе и резервуаре задаются начальные значения давления P0, плотности ρ0 и скорости U0, на входной границе трубопровода - граничные значения давления P1 (при этом P1 ≠ P0) и плотности P1, на стенке резервуара - нулевое значение скорости газа.
Безразмерные уравнения движения, сохранения массы и энергии с учетом поправок на сопротивление стенок трубопровода и резервуара [1], совместно с термодинамическим уравнением состояния газа записываются в следующем виде:
Здесь U - скорость;
ρ - плотность;
Cf - постоянный коэффициент;
e - удельная внутренняя энергия;
P - давление;
γ - показатель адиабаты.
Формулы для изменения площади сечения в трубопроводе и резервуаре заимствованы из работы [2]: S = πh2 при х ≤ L, S = 2π(x- L)2 при х ≥ L + h, S = π(h2 + (х - L)2) при L < х < L + h.
Начальные условия задаются следующим образом:
а граничные условия имеют вид:
где U |х = L + R =0 - значение скорости газа на стенке резервуара.
Для численного решения системы уравнений (1)-(4), совместно с граничными и начальными условиями, был применен принцип «расщепления» [3]. Идея метода состоит в том, что целый шаг по времени разбивается на два полушага: на первом полушаге, используется явная схема типа «крест», в которой координаты площади сечения и скорости считаются в целых узлах сетки, а давление, плотность и удельная внутренняя энергия в половинных узлах [4], на втором - односторонние разности против потока [5]. «Расщепленные» аналоги уравнений (1)-(4) на n + 1/2 и n + 1 шагах записываются следующим образом:
Для проверки достоверности получаемых результатов по вышеописанной расчетной программе было проведено сравнение результатов численных расчетов с точными аналитическими решениями, в частности, с задачей о распаде разрыва и задачей об отражении ударной волны от жесткой стенки [6].
Результаты сравнения приведены на рис. 4, 5. Начальные условия по распределению параметров заданы следующим образом: для задачи о распаде разрыва в интервале х = 0...0,5 (слева) - Pl = 1, ρ, = 1, Ul = 0, х = 0,5...1 (справа) - Pr = 0,1, ρr = 0,125, Ur = 0, для задачи об отражении ударной волны от жесткой стенки в интервале х = 0...2,5 - Pi = 0,5, рl = 1, Ul = 2,8026 (слева), х = 2,5...3 - Pr = 2,5, pr = 1, Ur = 0 (справа), при х = 3 установлено условие жесткой стенки.
На рис. 4, 5 можно увидеть приемлемое согласование результатов расчетов по программе SPD с точными аналитическими решениями.
Рис. 4. Задача о распаде разрыва
Рис. 5. Задача об отражении ударной волны от жесткой стенки
На этапе 3 был разработан лабораторный стенд реальной конструкции СПВД, включающий в себя трубопроводы, МП, ПД и проведены эксперименты для всей требуемой ОДРП. Давления Рст и Рд в конструкции стенда СПДВ были заданы с использованием аккумуляторов воздушного давления с объемами V1 и V2 намного превышающими суммарный внутренний объем СПВД. Расчет давлений Рст и Рд осуществлялся с использованием коэффициентов, полученных на этапе 1: динамическое давление определялось по формуле Рд = qK + KyP∞, статическое - Рст = KyP∞. Подача давлений Рст и Pд в СПВД осуществлялось одновременно с использованием быстродействующего механического клапана (БМК). Схематично лабораторный стенд СПДВ изображен на рис. 1, б.
На этапе 4 были проведены численные расчеты по определению времени срабатывания МП во всей ОДРП.
Результаты срабатывания МП в относительных величинах t' = t/tmax и V' = (V - Vmin )/(Vmax - Vmin), полученные в ЛИ, лабораторных экспериментах и при численном расчете, приведены на рис. 6.

Из рис. 6 видно, что результаты, полученные в ЛИ и в ходе лабораторных экспериментах хорошо согласуются между собой. Результаты, полученные с помощью вычислительной программы SPD имеют несколько худшую, но вполне приемлемую степень согласованности с результатами ЛИ и лабораторных экспериментов, являются оценкой «сверху» времени срабатывания МП. При этом во всех случаях значение времени срабатывания МП с большим запасом не превышает заданного значения.
Таким образом, выполнение требования по времени срабатывания МП в подобласти ОДПР, к которой не были проведены ЛИ, подтверждается.
На рис. 6 показаны: в диапазоне по оси абсцисс V' = 0...0,322 - область допустимых режимов применения изделия, полученная по результатам летной отработки изделия; в диапазоне по оси ординат t' = 0...1 - область допустимых времен срабатывания МП. Кроме того, в диапазоне от V' > 0,322 до V' = 1 приведена область режимов применения изделия, расширенная по результатам проведенного и описанного в настоящем докладе цикла работ.
Таким образом, использование изложенного в настоящей работе подхода позволило существенно расширить область допустимых режимов применения авиационного изделия без проведения дополнительных летных испытаний.
Список литературы
1. Броуд Г. Л. Теоретическое описание гиперзвукового устройства UTIAS // Механика. Новое в зарубежной науке. № 4. М.: Мир, 1976. С. 51–68.
2. Броуд Г. Л., Шустер С. Гидравлические удары и безопасность ядерных реакторов на кипящей воде – возможность численных методов // Механика. Новое в зарубежной науке. № 26. М.: Мир, 1981. С. 131–165.
3. Яненко Н. Н. Метод дробных шагов решения многомерных задач математической физики. Новосибирск: Наука, 1967. 196 с.
4. Модификация метода Глимма к задачам проникания / С. Г. Андреев [и др.] // Вопросы атомной науки и техники. 1985. Вып. 3. С. 80–85.
5. Роуч П. Вычислительная гидродинамика. М.: Мир, 1980. 618 с.
6. Замышляев А. А. Разработка математической модели и программы расчета процесса натекания совершенного газа в замкнутый объем // Снежинск и наука 2009. Современные проблемы атомной науки и техники: Сб. науч. трудов Междунар. науч.-практ. конф. Снежинск Челябинской обл.: Изд-во СГФТА, 2009. 406 с.
Об авторах
А. А. ЗамышляевРоссия
Замышляев Алексей Александрович – начальник лаборатории
Область научных интересов: аэродинамика, баллистика, динамика полета, алгоритмы систем управления летательными аппаратами.
г. Снежинск Челябинской обл.
А. Н. Шмыгин
Россия
Шмыгин Александр Николаевич – ведущий научный сотрудник
Область научных интересов: аэродинамика, баллистика, динамика (гидродинамика), алгоритмы обработки экспериментальных данных.
г. Снежинск Челябинской обл.
Д. Е. Доновский
Россия
Доновский Дмитрий Евгеньевич – кандидат технических наук, начальник отдела
Область научных интересов: аэродинамика, баллистика, динамика полета, алгоритмы систем управления летательными аппаратами.
г. Снежинск Челябинской обл.
Рецензия
Для цитирования:
Замышляев А.А., Шмыгин А.Н., Доновский Д.Е. Исследования с целью расширения области допустимых режимов применения авиационного изделия. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2016;(3):24-29. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-3-24-29
For citation:
Zamyshlyaev A.A., Shmygin A.N., Donovskiy D.E. Research aimed at expanding the range of permissible application modes of aircraft equipment. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2016;(3):24-29. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-3-24-29