Перейти к:
Воздушная система запуска малоразмерного газотурбинного двигателя
https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-3-61-66
Аннотация
Для цитирования:
Калиниченко А.И. Воздушная система запуска малоразмерного газотурбинного двигателя. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2016;(3):61-66. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-3-61-66
For citation:
Kalinichenko A.I. Air starting system of small-size gas turbine engine. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2016;(3):61-66. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-3-61-66
В настоящее время перспективным БЛА необходим компактный малой массы газотурбинный двигатель, способный к быстрому запуску и развитию высокой удельной тяги в широком диапазоне условий эксплуатации. Масса и размеры системы запуска могут составлять значительную часть двигателя, в особенности если требуется ускоренный многоразовый запуск.
Основными требованиями, предъявляемыми к системе запуска ГТД БЛА, являются:
- мгновенный или ускоренный запуск до максимального режима;
- надежность запуска в различных условиях;
- малая масса;
- компактность;
- удобство обслуживания;
- безопасность применения;
- низкая стоимость.
Существующие маршевые ГТД, имеющие одноразовый ускоренный запуск, оборудованы пиротехнической системой запуска, соответствующей большей части предъявляемых требований за исключением требований по безопасности, возможности многократного использования системы и ГТД на БЛА, а также низкой себестоимости.
В АО «Омское мотостроительное конструкторское бюро» (АО «ОМКБ») в качестве альтернативного варианта, соответствующего указанным требованиям, разработана система воздушного запуска с непосредственной подачей сжатого воздуха на рабочие лопатки турбины.
Задача усложнена тем обстоятельством, что исходя из особенностей применения ГТД на БЛА масса системы запуска должна быть минимальной. Это накладывает ограничения на допустимый объем баллона для сжатого воздуха.
При проведении работ были поставлены следующие задачи:
- установить зависимость оборотов раскрутки ротора от объема баллона и давления воздуха;
- рассчитать минимальную частоту раскрутки ротора, при которой осуществляется надежный и безопасный запуск изделия;
- определить мощности турбины и компрессора на различных частотах вращения при их совместной работе без подачи топлива в камеру сгорания (на режимах так называемой холодной прокрутки);
- вычислить мощность, подводимую к ротору от пускового устройства.
Для отработки технических решений была изготовлена установка, позволяющая использовать металлокомпозитные баллоны типа БК-2-300С различной емкости.
В данной работе были последовательно использованы баллоны емкостью 0,007, 0,004, 0,003 и 0,002 м3. Воздушная система испытательного стенда позволяла заряжать баллоны воздухом с давлением до 24,5 МПа. Работа по проверке запусков от воздушной системы проводилась на газогенераторе двигателя ТРДД-50БЭ
Программа работ была построена таким образом, что перед каждым запуском двигателя проводилась холодная прокрутка (ХП) ротора (результаты ХП двигателя показаны на рис. 1). Полученные материалы показывают ожидаемую качественную зависимость оборотов максимальной раскрутки ротора от емкости баллона и давления содержащегося в нем воздуха.
Для количественной оценки максимальной частоты вращения в зависимости от объема баллона (рис. 2) рассмотрено влияние объема баллона на максимальные обороты раскрутки ротора при фиксированном давлении в нем 19,6 МПа. Полученная зависимость была аппроксимирована уравнением
nmax19,6 = - 0,3401V2 + 5,934V + 9,2326. (1)
Рис. 2. Зависимость максимальных оборотов раскрутки от объема баллона
Для оценки влияния давления в баллоне на максимальные обороты раскрутки ротора на рис. 3 приведены указанные величины в относительных единицах. Здесь по оси абсцисс отложено относительное давление в баллоне ротн = рбал /19,6, по оси ординат - отношение частоты вращения при заданном давлении к частоте вращения при давлении в баллоне Рбал = 19,6 МПа. По данным рис. 3 все экспериментальные точки достаточно плотно ложатся на линию, описываемую уравнением
nотн= — 0,263р2отн + 1,2088pотн+ 0,039. (2)
Рис. 3. Зависимость частоты вращения от давления воздуха
Приведенные материалы позволяют прогнозировать максимальную частоту раскрутки ротора при произвольных значениях объема баллона и начальном давлении воздуха.
Например, если объем баллона равен 0,0045 м3, а давление воздуха в нем равно 17,6 МПа, расчет по формуле (1) и (2) показывает, что относительная частота вращения составит nотн = 0,914.
Выборка материалов по удачным запускам газогенератора от баллонов емкостью 0,007, 0,004 и 0,003 м3 приведена в табл. 1, в нее также включены данные по одному удачному запуску от баллона емкостью 0,002 м3.
Таблица 1
Экспериментальные и расчетные значения параметров, при которых обеспечивается надежный запуск
V, м3 | рбал, МПа | Nmax19,6, % | ротн | nотн | n, % |
---|---|---|---|---|---|
0,007 | 19,927 | 31,0215 | 1,0160 | 0,995657 | 30,88679 |
0,007 | 17,946 | 31,0215 | 0,9150 | 0,924862 | 28,69060 |
0,007 | 15,739 | 31,0215 | 0,8025 | 0,839688 | 26,04839 |
0,007 | 13,994 | 31,0215 | 0,7135 | 0,767590 | 23,81180 |
0,007 | 12,856 | 31,0215 | 0,6555 | 0,718362 | 22,28468 |
0,004 | 21,064 | 25,7646 | 1,0740 | 1,033887 | 26,63769 |
0,004 | 19,838 | 25,7646 | 1,0115 | 0,992617 | 25,57439 |
0,004 | 19,819 | 25,7646 | 1,0105 | 0,991940 | 25,55695 |
0,004 | 17,857 | 25,7646 | 0,9105 | 0,921583 | 23,74421 |
0,003 | 21,692 | 22,6519 | 1,1060 | 1,054222 | 23,88013 |
0,003 | 20,986 | 22,6519 | 1,0700 | 1,031307 | 23,36107 |
0,003 | 19,721 | 22,6519 | 1,0055 | 0,988547 | 22,39248 |
0,002 | 25,203 | 18,8590 | 1,2850 | 1,158036 | 21,83940 |
В последнем столбце таблицы приведены значения максимальной раскрутки ротора, рассчитанные указанным выше способом. Из таблицы видно, что при всех сочетаниях объема баллона и давления воздуха удачные запуски проходили при условии раскрутки ротора на частоты вращения, превышающие 21 %.
Важным показателем, характеризующим соотношение мощностей компрессора и турбины, является темп изменения частоты вращения ротора в процессе так называемого выбега. Для этого режима характерен баланс крутящих моментов в соответствии с выражением:
где Mтypб - крутящий момент, развиваемый турбиной, кг · м;
Mкомп - крутящий момент, необходимый для поддержания данной частоты вращения компрессора, кг · м;
J - массовый момент инерции ротора, кг · м · с2 ;
ω - окружная скорость, рад/с;
dt - промежуток времени, с.
Из трех компонентов, входящих в выражение (3), известны два. Рассмотрим их подробнее.
В процессе ранее проведенных экспериментальных работ были определены характеристики компрессора на пусковых режимах двигателя. В каждой точке характеристик были рассчитаны крутящие моменты и мощности, необходимые для поддержания заданной частоты вращения. При фиксированной частоте вращения оба указанных параметра зависят от расхода воздуха. Учитывая, что как на режимах раскрутки ротора от постороннего источника, так и на режимах выбега линия рабочих режимов располагается на глубоких правых ветках характеристик компрессора, баланс крутящих моментов в выражении (3) принят в зоне максимальных расходов воздуха. Полученные при этом значения крутящего момента и потребляемой мощности приведены в табл. 2 и на рис. 4.

Таблица 2
Экспериментальные и расчетные значения крутящего момента и потребляемой мощности, необходимые для поддержания заданной частоты вращения компрессора
n, об/мин | 5000 | 7000 | 10 000 | 15 000 | 20 000 | 25 000 | 30 000 | 35 000 | 37 500 | 39 000 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Mкомп кг · м | 0,124 | 0,242 | 0,503 | 1,151 | 2,046 | 3,256 | 4,513 | 7,501 | 9,028 | 10,05 |
, кВт | 0,640 | 1,740 | 5,170 | 17,730 | 42,020 | 83,580 | 139,020 | 269,540 | 347,590 | 402,39 |
Nк, л.с. | 0,870 | 2,370 | 7,030 | 24,110 | 57,150 | 113,670 | 189,070 | 366,570 | 472,720 | 547,25 |
Nкомп, л.с | 0,970 | 2,160 | 7,160 | 24,090 | 50,893 | 104,370 | 202,820 | 362,680 | 470,760 | 545,80 |
Для расчетной оценки мощности, потребляемой компрессором, можно воспользоваться следующими уравнениями: при 5000 ≤ n ≤ 15 000
Вторым известным компонентом в уравнении (3) является крутящий момент от воздействия инерционных сил Mj.
Массовый момент инерции испытанного ротора равен 0,26 кг · см · с2. С учетом момента инерции ротора электрогенератора суммарный момент инерции вращающихся деталей принят равным 0,2671 кг · см · с2 или 0,002671 кг · м · с2.
В процессе проверки запусков и холодных прокруток с частотой 0,01 с фиксировались значения оборотов ротора. Таким образом, появилась возможность на всех режимах, в том числе на режимах выбега, определить значения крутящего момента от воздействия инерционных сил , входящие в выражение (3):
Из этого же уравнения следует, что этот крутящий момент равен разности крутящих моментов турбины и компрессора:
MJ = Mтурб - Mкомп. (6)
Зная разность крутящих моментов турбины и компрессора на каждой частоте вращения, легко рассчитать дополнительную мощность (л.с.), которую необходимо подвести к ротору для обеспечения равновесного режима:
Рассчитанные таким образом величины мощностей в графическом виде показаны на рис. 5. Оказалось, что эту зависимость можно представить в виде уравнения:

Для наглядности в табл. 3 приведены значения избыточной мощности турбины на пусковых режимах, рассчитанные по этому уравнению.
Таблица 3
Расчетные значения избыточной мощности турбины на пусковых режимах
n/1000 | 0 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 12,33 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
N, кВт | 0,01 | -0,67 | -4,37 | -13,95 | -32,29 | -62,25 | -106,69 | -7,93 |
N, л.с. | 0,01 | -0,91 | -5,94 | -18,97 | -43,91 | -84,65 | -145,10 | -10,78 |
Отсюда следует вывод, что при раскрутке ротора в процессе холодной прокрутки мощность пускового устройства на каждой частоте вращения должна быть по абсолютной величине не ниже величин, получаемых в соответствии с равенством (8). В последнем столбце таблицы показана располагаемая мощность пускового устройства, способного вывести ротор на частоту вращения 23 %.
Следующим логическим шагом в анализе экспериментальных материалов является определение мощности турбины на статических режимах работы двигателя:
Nтурб= ΔΝ + Nкомп. (9)
Подставив в это уравнение значения ΔΝ из формулы (8) и Nкомп из формул (4) и (5), получаем:
Рассчитанные таким образом значения мощности, развиваемой турбиной от потока воздуха, проходящего через компрессор, показаны в табл. 4.
При холодной прокрутке изделия без подачи топлива в камеру сгорания равенство крутящих моментов соответствует выражению (12).
Таблица 4
Расчетные значения мощности турбины, затрачиваемой на сообщение кинетической энергии ротору
N, об/мин | 5000 | 7000 | 10 000 | 15 000 | 20 000 | 25 000 | 30 000 | 35 000 | 37 500 | 39 000 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Nтурб, кВт | 0,04 | -0,03 | 0,90 | 3,76 | 5,13 | 14,5 | 42,44 | 98,17 | 139,34 | 168,96 |
Nтурб, ЛХ. | 0,06 | -0,05 | 1,23 | 5,12 | 6,98 | 19,72 | 57,72 | 133,52 | 189,51 | 229,79 |
В то же время разность крутящих моментов Mтурб — Mкомп, определенная ранее по уравнению (8), остается справедливой для описания и этого процесса.
Темп раскрутки ротора (d ω) /(dt) будет определяться объемом баллона и первоначальным давлением воздуха.
На рис. 6 показаны величины мощности, затрачиваемой на преодоление момента инерции ротора в процессе одной из холодных прокруток от баллона емкостью 0,002 м3.
Рис. 6. Мощность, затрачиваемая при ХП
Очевидно, что момент и, соответственно, мощность пускового устройства будут расходоваться на преодоление разности крутящих моментов турбины и компрессора и на сообщение ротору углового ускорения. Выше было показано, что разность мощностей турбины и компрессора можно определить с помощью выражения (8). Рассчитанная таким образом мощность пускового устройства Nny показана в последнем столбце табл. 5.
Таблица 5
Расчетные значения мощности пускового устройства и мощности, затрачиваемой на преодоление момента инерции ротора при запуске
t, с | n, об/мин | ω, 1/с | dω/dt | MJ, кг · м | NJ, л.с | ΔN | Nny, л.с |
---|---|---|---|---|---|---|---|
0,1 | 54 | 5,68 | 1499,81 | 4,01 | 0,30 | 0,01 | 0,30 |
0,2 | 1486 | 155,66 | 2054,00 | 5,49 | 11,39 | -0,07 | 11,45 |
0,3 | 3448 | 361,06 | 1880,14 | 5,02 | 24,18 | -0,37 | 24,55 |
0,4 | 5243 | 549,08 | 1455,74 | 3,89 | 28,47 | -1,03 | 29,50 |
0,5 | 6633 | 694,65 | 1167,04 | 3,12 | 28,87 | -1,91 | 30,79 |
0,6 | 7748 | 811,36 | 945,06 | 2,52 | 27,31 | -2,92 | 30,23 |
0,7 | 8650 | 905,86 | 768,31 | 2,05 | 24,79 | -3,96 | 28,74 |
0,8 | 9384 | 982,69 | 627,02 | 1,67 | 21,94 | -4,97 | 26,91 |
0,9 | 9983 | 1045,40 | 504,08 | 1,35 | 18,77 | -5,91 | 24,68 |
1,0 | 10464 | 1095,80 | 411,61 | 1,10 | 16,06 | -6,75 | 22,82 |
1,1 | 10857 | 1136,97 | 310,70 | 0,83 | 12,58 | -7,50 | 20,08 |
1,2 | 11154 | 1168,03 | 235,06 | 0,63 | 9,78 | -8,10 | 17,87 |
1,3 | 11378 | 1191,54 | 173,38 | 0,46 | 7,36 | -8,57 | 15,93 |
1,4 | 11544 | 1208,88 | 117,42 | 0,31 | 5,06 | -8,93 | 13,98 |
1,5 | 11656 | 1220,62 | 71,75 | 0,19 | 3,12 | -9,18 | 12,30 |
1,6 | 11725 | 1227,80 | 32,99 | 0,09 | 1,44 | -9,33 | 10,78 |
Сравнение величин, приведенных в последнем и предпоследнем столбцах, показывает, что в начальный момент процесса раскрутки имеется значительный запас по мощности пускового устройства, который полностью исчезает при достижении максимальных оборотов раскрутки ротора.
После того, как по результатам эксперимента на каждой частоте вращения были определены все слагаемые уравнения (13), не составляет труда оценить влияние массового момента инерции на характеристики раскрутки ротора при известной мощности пускового устройства:
Отсюда
Для примера на рис. 7 показаны ожидаемые характеристики раскрутки ротора двигателя ТРДД-50БЭ при уменьшении его момента инерции на 10 %.
Рис. 7. Зависимость максимальных оборотов раскрутки при изменении момента инерции
По результатам выполненных работ сделаны следующие выводы.
- Выявлены закономерности, связывающие максимальные обороты раскрутки ротора газогенератора двигателя ТРДД-50БЭ от давления воздуха и объема баллона.
- Определены мощности турбины и компрессора, реализуемые в процессе раскрутки ротора на режимах холодной прокрутки.
- Выявлены особенности реализации мощности воздушного пускового устройства на различных стадиях раскрутки ротора.
- Выполнена количественная оценка влияния момента инерции ротора на характеристики раскрутки.
Полученные закономерности могут быть использованы при разработке малоразмерных ГТД.
Об авторе
А. И. КалиниченкоРоссия
Калиниченко Артем Игоревич – начальник отдела систем автоматического управления (САУ) КО АО «ОМКБ».
Область научных интересов: неустановившиеся режимы работы авиационных газотурбинных двигателей.
Рецензия
Для цитирования:
Калиниченко А.И. Воздушная система запуска малоразмерного газотурбинного двигателя. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2016;(3):61-66. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-3-61-66
For citation:
Kalinichenko A.I. Air starting system of small-size gas turbine engine. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2016;(3):61-66. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-3-61-66