Перейти к:
Математическое моделирование работы ракетного двигателя со сложносоставным секционным зарядом
https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-3-36-40
Аннотация
Ключевые слова
Для цитирования:
Мади В.В. Математическое моделирование работы ракетного двигателя со сложносоставным секционным зарядом. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2016;(3):36-40. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-3-36-40
For citation:
Madi V.V. Mathematical simulation of rocket engine with a composite sectional charge. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2016;(3):36-40. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-3-36-40
В отрасли ракетно-космической техники постоянно ведутся работы по совершенствованию облика ракетных двигателей на твердом топливе (РДТТ), внедряются новые технические решения тепловой защиты газового тракта РДТТ, оптимизации конструкции РДТТ, создания нескольких последовательно сменяющих друг друга режимов работы давления и тяги в одном двигателе. Все это влечет за собой необходимость создания методики расчета внутрибаллистических характеристик (ВБХ) со сложносоставным секционным зарядом (ТРТ). Разработка такой методики сводится к решению двух основных задач: определение поверхности горения зарядов при плотной стыковке их торцов и расчет ВБХ с учетом горения двух зарядов с разными характеристиками в одной камере сгорания.
Определение поверхности горения
Задача определения поверхности горения двух плотно прилегающих друг к другу зарядов с разными скоростями горения не поддается расчету существующими программными средствами. По мере выгорания основного заряда, имеющего более высокую скорость горения, поверхность низкоскоростного заряда, прилегающая к основному, вскрывается с опережением относительно скорости горения самого заряда, образуя дополнительный горящий участок. Потребовалась специальная модель, в которой бы учитывалась постоянно вскрывающаяся поверхность горения. Поверхность горения высокоскоростного заряда рассчитывается с помощью имеющихся программных средств [1]. На рис. 1 изображена модель расчета поверхности горения высокоскоростного заряда. В данном случае негорящими являются наружная (на рисунке - верхняя) и правая торцевая поверхности, остальные - горящие.
Рис. 1. Модель расчета поверхности высокоскоростного заряда:
1 - негорящие поверхности; 2 - горящие поверхности
Чтобы учесть постоянно вскрывающуюся дополнительную поверхность горения у низкоскоростного заряда, была достроена добавочная часть заряда. В сечении она имеет форму прямоугольного треугольника (рис. 2). Один из катетов равен своду, закрытому высокоскоростным зарядом, который будет постепенно вскрываться. Угол α определяется по формуле
cos(α) = uнс/uвс,
где uнс - скорость горения низкоскоростного топлива при стационарном давлении P*, мм/с;
uвс - скорость горения высокоскоростного топлива при стационарном давлении P*, мм/с.
Рис. 2. Модель расчета поверхности низкоскоростного заряда:
1 - границы расчета; 2 - низкоскоростной заряд; 3 - добавочная часть
Гипотенуза треугольника при повороте вокруг оси вращения заряда образует горящую поверхность в форме усеченного конуса. Чтобы не учитывать дополнительную массу и поверхность горения на самой добавочной части, в программе расчета поверхности задаются границы расчета по длине низкоскоростного заряда.
Указанное изменение формы заряда с введением границ расчета позволило использовать существующие программные средства для решения поставленной задачи.
Математическая модель горения двухсоставного заряда
Данная модель разработана на основе известной модели горения односоставного заряда путем ее обобщения для случая горения двух составов топлива в одной камере сгорания [2].
Гипотезы математической модели и исходные данные. Чтобы описать процессы в камере сгорания системой относительно простых дифференциальных уравнений (ДУ), необходимо принять следующие гипотезы:
- свойства топлив изотропны и однородны по всему объему каждого заряда;
- газовый поток и параметры в камере сгорания однородны по всему ее объему;
- эрозионное горение отсутствует;
- теплообмен со стенками камеры сгорания отсутствует (идеальное теплозащитное покрытие);
- горение каждого топлива однородно, фронт горения направлен перпендикулярно поверхности горения.
Перед началом решения должны быть известны значения следующих величин:
- термодинамических характеристик всех газов (воздуха, продуктов сгорания воспламенителя и топлив): показателя адиабаты, изобарных и изохорных теплоемкостей, энтальпии, газовых постоянных, температуры горения (за исключением воздуха);
- коэффициента истечения продуктов сгорания (aA);
- зависимости поверхностей горения от свода;
- радиуса критического сечения;
- давления вылета заглушки;
- скорости разгара критики;
- скорости горения всех составов;
- плотности топлив.
Система уравнений. Если принять во внимание приведенные выше предположения, математическая модель поставленной задачи представляет собой систему ДУ горения, сохранения массы, энергии и импульса:
где ei - выгоревший свод i-го топлива, м;
t - время, с;
ui(P) - скорость горения i-го топлива при текущем давлении P, мм/с.
Данное уравнение записывается для каждого заряда и для воспламенителя.
Масса газов в камере сгорания складывается из массы воздуха, заполнявшего свободный объем камеры сгорания до начала работы, масс продуктов сгорания топлив и воспламенителя. Текущая масса газов в камере сгорания определяется разностью газового прихода (Gt) и газового расхода (G) в камере сгорания.
Изменение массы воздуха равно произведению общего секундного расхода и концентрации воздуха в объеме камеры сгорания (КС):
Здесь Мвозд - масса воздуха, кг;
P(t) - давление в камере сгорания в текущий момент времени, Па, P (t) = (kсм(t) -1) х U (t ) / V (t), (где kсм - показатель адиабаты смеси,(Cpi - изобарная теплоемкость i-го топлива, Дж/кг · К; Cvi - изохорная теплоемкость i-го топлива, Дж/кг · К; U(t) - внутренняя энергия газов в камере, Дж; V(t) - свободный объем камеры, м3);
FKp(t) - площадь критики (с учетом эрозии критического сечения), см2, FKp(t) = π(r0 + uунt )2 (где r0 - начальный радиус критического сечения, мм; uун - скорость уноса материала критического сечения, мм/с); M - суммарная масса газов, кг, M = Мвозд+ΣMi + Мв.
Газовый приход от i-го топлива (в том числе и от воспламенителя) определяется по формуле
где γi - плотность i-го топлива, кг/м3;
Si(ei) - зависимость поверхности горения i-го заряда от свода, м2.
Массовый расход равен:
Таким образом, прирост массы продуктов сгорания i-го топлива в камере сгорания можно вычислить, решив ДУ:
ДУ сохранения энергии представляет собой следующее выражение:
где jTi - энтальпия соответствующего состава, Дж/кг.
Изменение свободного объема камеры определяется по формуле
Таким образом, получаем систему уравнений:
Система обыкновенных ДУ в описываемой методике решается методом Эйлера в математическом пакете MathCAD Prime 3.0 [3].
Начальные условия. Для решения описанной системы обыкновенных ДУ необходимо задать начальные условия. Начальные своды зарядов и воспламенителя, начальные массы продуктов сгорания равны нулю: ei(O) = 0, Mi(O) = 0.
Начальная энергия системы определяется выражением
U(0) = PhV0 / (kвозд - 1),
где Ph - давление в камере до начала работы.
Начальный свободный объем камеры равен разности внутреннего объема корпуса до сопловой заглушки и суммы начальных объемов зарядов и воспламенителя:
V(0) = Vкорп - ΣVзар i.
Верификация модели
Сравнение с другими расчетными программами. Математическая модель, позволяющая рассчитать ВБХ сложносоставного РДТТ, была реализована в программе MathCADPrime 3.0. Для проверки достоверности получаемых с ее помощью результатов был проведен расчет характеристик составного РДТТ с зарядами из одного состава ТРТ. Параллельно с этим был проведен расчет этого же РДТТ в САПР, используемой НПО «Искра». Схема тестового двигателя изображена на рис. 3.
Рис. 3. Схема тестового двигателя
Результаты, полученные при расчетах в САПР, используемой в НПО «Искра», и в разработанной программе, имеют достаточно близкие значения, что подтверждает правильность разработанной методики (рис. 4).

Расчет экспериментальной установки. На следующем этапе было произведено сравнение результатов расчета с экспериментальными данными. Экспериментальная двигательная установка представляет собой камеру сгорания, в которой размещены два заряда ТРТ. Основной заряд имеет высокие энергетические характеристики, при этом температура его продуктов сгорания также высока. При сгорании низкотемпературного заряда создается пристеночный слой, способный защитить стенки газового тракта от воздействия высокотемпературных продуктов сгорания основного заряда. В то же время основной заряд служит для обеспечения высоких удельных энергетических характеристик. Схема заряда приведена на рис. 5.
Рис. 5. Схема двигательной установки: 1 – основной заряд; 2 – низкотемпературный заряд
В результате расчета получена диаграмма «давление - время» при заданных значениях исходных параметров (рис. 6).

Видно, что расчетная диаграмма достаточно точно описывает экспериментальную кривую «Давление - время», что подтверждает верность методики расчета.
Выводы
Разработана методика расчета ВБХ ракетного двигателя, снаряженного сложносоставным секционным зарядом ТРТ. Данная методика предполагает возможность расчета ВБХ с учетом использования нескольких различных составов в одном ракетном двигателе. Методика реализована с помощью математического пакетаMathCADPrime 3.0.
Проведена верификация модели путем сравнения полученных результатов с результатами расчета в САПР, используемой для расчетов в НПО «Искра».
Произведен расчет экспериментальной установки. Сравнение полученных результатов с результатами огневых стендовых испытаний подтвердило, что данные, полученные в разработанной с применением MathCAD Prime 3.0 программе, достоверны с достаточной для проведения технической оценки точностью.
Создано методическое пособие, описывающее математическую модель задачи и ее реализацию вMathCADPrime 3.0.
Список литературы
1. Алиев А. В. Внутренняя баллистика РДТТ / под ред. А. М. Липанова и Ю. М. Милёхина. М.: Машиностроение, 2007. 504 с.
2. Соломонов Ю. С. Твердотопливные регулируемые двигательные установки / под ред. А. М. Липанова. М.: Машиностроение, 2011. 416 с.
3. Дьяконов В. П., Абраменкова И. В. MathCAD в математике, физике и в Internet. М.: Нолидж, 1998. 352 с.
Об авторе
В. В. МадиРоссия
Мади Владислав Владимирович – инженер-конструктор
Область научных интересов: внутренняя баллистика РДТТ, внутрикамерные процессы, ТРТ, заряды ТРТ.
г. Пермь
Рецензия
Для цитирования:
Мади В.В. Математическое моделирование работы ракетного двигателя со сложносоставным секционным зарядом. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2016;(3):36-40. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-3-36-40
For citation:
Madi V.V. Mathematical simulation of rocket engine with a composite sectional charge. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2016;(3):36-40. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-3-36-40