Preview

Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей»

Расширенный поиск

60 лет АО «Российский институт радионавигации и времени»

Полный текст:

Для цитирования:


60 лет АО «Российский институт радионавигации и времени». Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2016;(4):10-13.

В истории России послевоенные годы связа­ны с решением масштабных задач по восста­новлению экономики, укреплению обороно­способности и освоению космоса. Каждая из этих задач требовала привлечения огромных материальных и трудовых ресурсов, а также применения передовых на тот момент до­стижений науки и техники, обеспечивающих паритет СССР с ведущими странами мира. С целью создать новые научные направле­ния и технологии высокой точности в обла­сти единого времени, средств дальней радионавигации и квантовой электроники По­становлением Совета Министров СССР от 25.08.1956 г. № 1195-613 в г. Ленинграде был учрежден научно-исследовательский инсти­тут «НИИ-195». Его правопреемник - Акци­онерное общество «Российский институт ра­дионавигации и времени» (АО «РИРВ») в на­стоящее время входит в состав АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей» и специализируется на разработке систем и средств координатно­временного и навигационного обеспечения военного и двойного назначения.

Приоритетные направления научно-тех­нической деятельности, входящие в компетен­цию и сферу ответственности АО «РИРВ»:

  • системы синхронизации и единого вре­мени;
  • наземные радиотехнические системы навигации и наблюдения, функциональные дополнения глобальных навигационных спут­никовых систем (ГНСС);
  • бортовая аппаратура космических ап­паратов (КА), разгонных блоков, ракет-носи­телей, баллистических и крылатых ракет;
  • стандарты времени и частоты;
  • навигационная аппаратура потребите­лей (НАП);
  • функциональная микроэлектроника;
  • полигонные тренажерные комплексы.

Весь исторический путь Института свя­зан с развитием отечественной радиотехни­ческой отрасли и отмечен яркими вехами соз­дания прорывных технологий и наукоемких технических средств, многие из которых были разработаны впервые.

1957 г. - разработана аппаратура систе­мы единого времени (СЕВ) для синхрониза­ции измерительных и управляющих средств, использовавшихся при запуске первого спут­ника Земли (точность синхронизации шкал времени 3...5 мс).

1961 г. - спроектирована аппаратура СЕВ для передачи сигналов времени через сверхдлинноволновые станции связи ВМФ по специальной программе, применявшаяся на космодроме Байконур для синхронизации

средств Командно-измерительного комплекса (точность 0,5 мс) при запуске в космос первого космонавта Земли Ю. А. Гагарина.

1965 г. - разработана аппаратура бор­тового синхронизирующего устройства для космических комплексов наблюдения поверх­ности Земли с поставкой необходимой кон­трольно-измерительной аппаратуры на объ­екты заказчика.

1967 г. - сконструировано бортовое синхронизирующее устройство (БСУ) с со­ответствующей контрольно-измерительной и управляющей аппаратурой для метеорологи­ческих спутников Земли серии «Метеор».

В последующие годы Институтом было разработано более 40 типов разных модифи­каций БСУ и стандартов частоты, он принял участие в реализации ряда космических проектов, в числе которых:

  • национальные программы «Космос», «Метеор», «Ресурс», «Океан», предназначен­ные для создания космических систем наблю­дения Земли в интересах обороны, народного хозяйства, гидрометеорологии, изучения при­родных ресурсов суши и Мирового океана, научные и прикладные программы изучения климата, природной среды и глобального эко­логического мониторинга океана, суши, ат­мосферы и околоземного космического про­странства;
  • международные программы, например КОСПАС-САРСАТ (система спасения терпя­щих бедствие людей в любой точке Земли);
  • создание орбитальных обитаемых ком­плексов «Салют» и «Мир».

1969 г. - введена в эксплуатацию Ев­ропейская цепь импульсно-фазовой радио­навигационной системы (ИФРНС) «Чайка», предназначенная для определения коорди­нат самолетов и кораблей на удалениях до 2500 км (разрабатывалась параллельно с ИФРНС «Лоран-С», США).

1970 г. - разработана аппаратура единого времени для синхронизации временных шкал высокоточных астрономических установок, способных определять координаты с точно­стью до 20 м.

1972 г. - закончена разработка и осу­ществлена поставка на объекты аппаратуры СЕВ для систем контроля воздушного и косми­ческого пространства, введена в эксплуатацию фазовая радионавигационная система (ФРНС) «Альфа», предназначенная для определения координат самолетов, кораблей и подводных лодок в подводном положении на удалениях до 13 000 км (разрабатывалась параллельно с ФРНС «Омега», США).

1975 г. - принята в эксплуатацию систе­ма единого времени высокой точности «Вре­мя», созданная с целью формирования и до­ведения до комплексов и систем оборонного, социально-экономического и научного назна­чения сигналов точного времени и эталонных частот, разработаны и введены в эксплуатацию в составе космической навигационно-связной системы «Цикада» (аналог американской си­стемы «Транзит») средства синхронизации и дальномерно-угломерного измерительного канала, а также подвижный вариант ИФРНС с дальностью действия до 1000 км (аналог системы «Чайка» с мобильными опорными станциями).

1979 г. - разработана и поставлена на объекты системы обнаружения ядерных взры­вов аппаратура высокоточной метеорной синх­ронизации пунктов «Рапс» с обеспечением воз­можности измерений и передачи служебных команд на расстоянии до 1800 км.

1986 г. - введена в эксплуатацию Восточ­ная цепь ИФРНС «Чайка».

1990 г. - разработана Государственная система единого времени и эталонных частот «Цель» с поставкой на объекты необходимой аппаратуры (точность синхронизации времен­ных шкал приемных пунктов не хуже 1 мкс).

1993 г. - разработаны и введены в экс­плуатацию в составе глобальной навигацион­ной спутниковой системы «ГЛОНАСС» систе­ма синхронизации и типовая навигационная аппаратура для различных категорий потре­бителей.

1995 г. - введена в эксплуатацию на Даль­нем Востоке объединенная Российско-Амери­канская цепь ИФРНС «Чайка» и «Лоран-С».

1996 г. - введена в эксплуатацию Север­ная цепь ИФРНС «Чайка».

1998 г. - осуществлена поставка аппа­ратуры СЕВ для совместного российско-нор­вежско-американского проекта запуска объ­ектов ракетно-космической техники (РКТ) из океанской акватории «Морской старт», про­изведена поставка навигационной аппарату­ры ГНСС (АСН 2401) для установки на борту Международной космической станции.

2000 г. и по настоящее время - продолжа­ются разработка и серийный выпуск частотно- задающей и синхронизирующей аппаратуры, навигационной аппаратуры потребителей раз­личного назначения систем ФРНС «Альфа», ИФРНС «Чайка» и «Лоран-С», ГНСС «ГЛО- НАСС», GPS, GALILEO (модификации для самолетов, кораблей, подводных лодок, подвижных объектов, геодезии и др.).

В этот период была завершена модерни­зация стационарных объектов Государствен­ной системы единого времени и эталонных частот «Цель», выполнены работы по поддержанию высокой технической готовности станций ФРНС «Альфа» и ИФРНС «Чайка», разработана аппаратура функционального дополнения ГНСС «ГЛОНАСС» с передачей контрольно-корректирующей информации в формате навигационного сигнала ИФРНС «Чайка», разработана и введена в эксплуата­цию ИФРНС нового поколения «Скорпион» с повышенными тактико-техническими ха­рактеристиками. Был проведен комплекс на­учно-исследовательских работ по разработке специализированной отечественной электронной компонентной базы, стойкой к воздей­ствию факторов космического пространства, а также по исследованиям перспектив развития и применения средств, работающих по сигна­лам системы ГЛОНАСС, для обеспечения пу­сков и эксплуатации объектов РКТ.

Кроме того, были созданы:

  • комплекс средств для контроля и управ­ления движением транспорта, функциониру­ющий на основе данных НАП систем ГЛОНАСС/GPS;
  • система синхронизации навигацион­ных полей, предназначенная для обеспечения синхронной работы радиотехнических пере­дающих навигационных систем, работающих в различных диапазонах волн;
  • приборный ряд бортовых синхронизи­рующих координатно-временных устройств, предназначенных для оснащения более 20 КА разного назначения, с целью высокоточного определения параметров движения центра масс КА, его углов азимута, крена и тангажа, а также формирования и хранения высоко­стабильной бортовой шкалы времени и сетки синхрочастот;
  • новый тип БСУ, отвечающий требова­ниям работы в условиях открытого космоса и предназначенный для оснащения нового по­коления КА системы ГЛОНАСС;
  • бортовая аппаратура, работающая в ди­апазоне 12.14 ГГц, для высокоточного опре­деления угловых координат, высокоточного определения расхождения временных шкал высокостабильных хранителей частоты и вре­мени.

Также было освоено серийное производ­ство спутниковой геодезической аппаратуры, разработаны и внедрены алгоритмы фазовых геодезических измерений, построены первые высокоточные геодезические сети.

В настоящее время осуществляются по­ставки НАП систем ГЛОНАСС/GPS в виде мо­дулей и законченных приборов для оснащения кораблей морского и речного флота, авиационных комплексов, автомобильного транспор­та, базовых станций сотовых систем связи, а также для предприятий-производителей ин­тегрированных систем и средств. Кроме того, созданы и серийно поставляются в войска универсальные мобильные войсковые «элек­тронные полигоны» для отработки экипа­жами самолетов и вертолетов действий по боевому применению авиационного воору­жения. В рамках диверсификации разработок в АО «РИРВ» формируются новые направле­ния научно-технической деятельности, в том числе спутниковая координатометрия в Ku- диапазоне радиочастот, спутниковая альтиме­трия, подводная навигация.

Сегодня АО «РИРВ» - это научно-ис­следовательский институт с современной раз­витой базой производственных ресурсов и мощностей, создающий системы и средства радионавигации и времени, которые обеспе­чивают эффективное функционирование КА, воздушного, морского, речного и наземного транспорта в различных областях экономики, обороны страны и международного сотруд­ничества. Центры мониторинга радионави­гационных полей и угломерных измерений АО «РИРВ» задействованы в системе контро­ля и управления космической группировкой ГЛОНАСС и наземными навигационными си­стемами.

АО «РИРВ» является головной организа­цией по системам и средствам единого време­ни военного и двойного назначения в Россий­ской Федерации.

Основа результативной деятельности Института - опытный коллектив квалифици­рованных специалистов, владеющих совре­менными методами проектирования высоко­технологичных и наукоемких систем и средств, в том числе для РКТ страны. Институт имеет свою научную школу. С 1962 г. на предприя­тии действует аспирантура, с 1965 г. - специ­ализированный диссертационный совет, кото­рый в 2001 г. получил статус докторского. За прошедшие годы более чем 180 специалистам Института присуждены ученые степени канди­дата наук и 20 сотрудникам - степени доктора технических и физико-математических наук.

Институт награжден орденом Октябрь­ской Революции, грамотой Президиума Вер­ховного Совета СССР, а его специалистам присуждены две Ленинские премии СССР, 16 Государственных премий СССР, Государ­ственная премия Совета Министров СССР, 79 почетных званий и 505 правительственных наград.

Шестидесятилетний опыт развития АО «РИРВ» и намеченные пути совершенство­вания основных направлений его деятель­ности обуславливают поступательное ди­намичное развитие предприятия в области создания и внедрения систем и средств коор­динатно-временного обеспечения оборонного и народно-хозяйственного назначения.

Знаменательной дате в истории АО «РИРВ» посвящен юбилейный выпуск жур­нала «Радионавигация и время», издавае­мый предприятием с 1992 г. В нем подробно рассказано о трудовом пути коллектива Ин­ститута, приведены имена сотрудников и руководителей, внесших весомый вклад в на­учные и производственные достижения пред­приятия.

Об авторе

статья Редакционная

Россия


Для цитирования:


60 лет АО «Российский институт радионавигации и времени». Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2016;(4):10-13.

Просмотров: 33


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0542 (Print)