Перейти к:
Торможение макетов изделий в водной среде
https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-4-81-87
Аннотация
Для цитирования:
Суров А.В. Торможение макетов изделий в водной среде. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2016;(4):81-87. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-4-81-87
For citation:
Surov A.V. Decelerating device mock-ups in an aquatic environment. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2016;(4):81-87. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-4-81-87
Введение
Отработка подводного выхода изделий из пусковых устройств - сложный и дорогостоящий процесс. В настоящее время проведению натурных испытаний предшествует этап макетных испытаний, для которых требуются макеты изделий и испытательные стенды (ИС). Зачастую для удовлетворения требований технического задания необходимо проводить всесторонние параметрические расчеты, при которых важным моментом является возможность многоразового использования макетов с целью удешевления испытаний.
Таким образом, актуальной является разработка системы торможения макета после выхода его из пускового устройства в пределах объема стенда. Отметим, что в настоящей статье рассмотрен стенд с замкнутым объемом.
Постановка задачи
Одной из возможных схем, позволяющих обеспечить достаточно полную диаграмму изменения усилия торможения и остановку макета изделия, является схема с использованием сопротивления жидкости. На рис. 1 изображена предлагаемая схема гидродинамического торможения макета изделия. При входе изделия в тормозное устройство (ТУ) увеличивается сопротивление его движению за счет увеличения давления в ТУ Обязательным условием для смягчения роста давления в начальный момент входа макета в ТУ является наличие воздушного объема в верхней части устройства, что значительно снижает риск возникновения гидравлического удара, приводящего к недопустимо высоким нагрузкам на макет изделия.
Рис. 1. Схема гидродинамического торможения изделия:
Ph - рабочее давление в объеме ИС; Pв, Wв - давление и объем воздушной полости ТУ; Ум, Уж - скорости макета изделия и жидкости (воды); FΣ - суммарная сила, FΣ= Fx + Fт -Fa + Fn; α - угол наклона ИС
В предлагаемой схеме внутри ИС закреплено ТУ. На его верхней торцевой части установлена заглушка, которую целесообразно изготовить в виде резинового уплотнения. В случае возникновения аварийной ситуации оно может защитить ИС и макет изделия от повреждений.
После заполнения стенда водой и повышения давления PH в резервуаре до рабочего значения в верхней части ТУ образуется воздушная полость с границей раздела вода - воздух.
Таким образом, при входе в ТУ на макет изделия в продольном направлении будут действовать следующие силы:
- сила лобового сопротивления
где cx - коэффициент сопротивления макета изделия;
ρж - плотность жидкости (воды);
S - площадь поперечного сечения макета изделия;
- сила тяжести
Fт = mMg cos (α), (2)
где mм - масса макета изделия;
g - ускорение свободного падения;
- сила Архимеда
Fa = ρж gWмcos(α), (3)
где Wм - объем макета изделия;
- сила от перепада давления на головную и донную части изделия
Fn = Fгч - Fд = (Ргч - Pд)S, (4)
где Frч - сила от давления на головную часть макета изделия;
Fr - сила от давления на дно макета изделия;
Ргч - давление на головную часть макета изделия;
Pд - давление на дно макета изделия.
Тогда изменение скорости (замедление) макета изделия в ТУ можно определить по формуле
где t - время торможения макета изделия; mnp - присоединенная масса жидкости.
При движении макета изделия в ТУ определяющими параметрами, влияющими в большей степени на скорость торможения, являются давления в жидкой среде, действующие на головную Ргч и донную Рд части макета изделия. Их значения изменяются по мере перемещения макета изделия в устройстве. На рис. 2 представлены силы, действующие на макет изделия в процессе торможения.
Рис. 2. Силы, действующие на макет изделия в процессе торможения: x - текущее расстояние, пройденное макетом в ТУ; h - высота столба жидкости в ТУ над головной частью макета изделия; H - высота столба жидкости внутри ИС (от зеркала воды) над донным срезом макета изделия; H0 - высота заглубления ТУ от зеркала воды; lм - длина макета изделия
В начальный момент входа в ТУ на изделие действуют следующие давления:
Ргч = Рв + ρж gh; (6)
Pr = Рн + ρж gH. (7)
Давление в воздушной полости ТУ определяется из уравнения состояния для идеального газа
Высота столба жидкости внутри ИС (от зеркала воды) над донным срезом макета изделия определяется как
H = H0 + lм cos(a); (9)
где mв - масса воздуха в воздушной полости ТУ;
Rв - газовая постоянная воздуха в воздушной полости ТУ;
Tв - абсолютная температура газа в воздушной полости ТУ
Массу воздуха в полости можно определить из объема ТУ:
mв = ρвWТУ (10)
где ρв - плотность воздуха в воздушной полости ТУ;
Wту - объем ТУ.
Для определения влияния конструкции ТУ на усилие торможения и путь движения макета изделия в нем при расчете были рассмотрены три варианта ТУ: цилиндрическое; с конической входной частью и с расширенной цилиндрической входной частью (рис. 3).
Рис. 3. Варианты конструкций ТУ: а - цилиндрическое (вариант 1); б - с конической входной частью (вариант 2); в - с расширенной цилиндрической входной частью (вариант 3); ri ТУ, li ТУ - радиусы и длины участков ТУ соответственно
Объем ТУ рассчитывается, исходя из его конструкции:
Объем воздушной полости определяется по формуле
Общая длина ТУ определяется как
Для определения начальной высоты столба жидкости над макетом изделия в ТУ (h) воспользуемся уравнениями (6), (8), (12) и дополнительным соотношением, характеризующим равенство давлений на уровне заглубления ТУ:
Замкнутая система уравнений (14) может быть представлена в виде
Пренебрегая малыми величинами в силу физических особенностей рассматриваемого процесса, присоединенную массу жидкости можно определить в основном следующим соотношением
mпр = λ11 =ρжWM К11 (16)
где λ11 - коэффициент присоединенной массы от поступательного движения;
K11 - коэффициент присоединенной массы (таблица) [1].
Таким образом, уравнения (1)-(16) с соответствующими начальными условиями полностью определяют параметры рассматриваемой системы в момент начала процесса торможения.
Алгоритм определения параметров торможения
За начало расчета t = 0 принимается момент времени, когда головная часть макета изделия находится в нижнем сечении ТУ В соответствии с выбранным шагом Δt определяется приращение времени t1 = t + Δt. За промежуток времени Δt макет изделия проходит в ТУ отрезок пути, численно равный Δx = VMΔt.
С одной стороны, движение изделия вызывает перемещение столба жидкости вверх, в результате газовый объем Wв1 = Wв -ΔWв сжимается, что приводит к увеличению в нем давления Pв1 = mBRBTB / Wв1 и уменьшению высоты столба жидкости над макетом изделия
Необходимо отметить, что значение ΔWΒ будет зависеть от геометрических характеристик макета, например, для цилиндра без профилированной головной части оно составит (где rм - радиус макета).
С другой стороны, увеличение давления в газовом объеме приводит к увеличению скорости оттока жидкости через зазор между изделием и ТУ [2]
Объемный секундный расход жидкости, вытесняемый газовой полостью из ТУ под действием избыточного давления, определяется как
где lзаз - размер зазора между изделием и ТУ
Зависимость коэффициента присоединенной массы от габаритов макета изделия
lм /dм | 1,000 | 1,500 | 2,000 | 2,510 | 2,990 | 3,990 |
---|---|---|---|---|---|---|
Ku | 0,500 | 0,305 | 0,209 | 0,156 | 0,122 | 0,082 |
lм /dм | 4,990 | 6,010 | 6,970 | 8,010 | 9,020 | 9,970 |
K11 | 0,059 | 0,045 | 0,036 | 0,029 | 0,024 | 0,021 |
Примечание. Здесь dM - диаметр макета. |
Значение lзаз в зависимости от конструкции ТУ (см. рис. 3) можно определить по следующим соотношениям:
- для варианта 1
lзаз = r1ТУ — rм;
- для варианта 2
- для варианта 3
Выход жидкости из ТУ приводит к увеличению объема газовой полости Wв нов = Wв1 + + Gw∆t, а также к снижению в ней давления и, соответственно, к уменьшению высоты столба жидкости над головной частью макета изделия
Высота столба жидкости внутри ИС над донным срезом макета изделия, определяется на каждом временном шаге из соотношения
Давления, действующие на головную и донную части макета изделия на новом временном шаге определяются по уравнениям (6), (7) с использованием новых значений параметров Рвнов, hвнов, Hнов.
Определяем суммарную силу, действующую на макет изделия, подставив полученные значения в уравнения (1)-(4). Записав уравнение движения в разностном виде Vмнов = Vм - FΣ∆t / (mм + mпp), получим численное решение движения макета изделия в ТУ до полной остановки.
Результаты расчета
Результаты моделирования представлены в виде зависимостей динамических параметров (скорость макета, давление в воздушной полости ТУ соответственно) от перемещения до полной остановки некоторого гипотетического макета изделия на рис. 4 и 5. Они качественно отражают физический характер рассматриваемого процесса.
Рис. 4. Зависимость скорости макета от перемещения: 1, 2, 3 - варианты 1-3 конструкции ТУ соответственно
Рис. 5. Зависимость давления в воздушной полости ТУ от перемещения: 1, 2, 3 - варианты 1-3 конструкции ТУ соответственно
На основании анализа математической модели можно сделать следующие выводы о характере физических процессов, сопровождающих движение макета изделия в ТУ
Применение ступенчатой конструкции ТУ на начальном этапе торможения (по сравнению с вариантом 1 конструкции) приводит к увеличению расхода жидкости через зазор из-за увеличения площади проходного сечения, а также к увеличению объема воздушной полости за счет увеличения общего объема ТУ Как следствие, усилие торможения уменьшается, путь движения макета изделия в ТУ увеличивается.
Повышение давления наддува стенда приводит к увеличению начального значения давления в воздушной полости и тем самым усиливает процесс торможения, уменьшая путь, проходимый макетом изделия, и время, необходимое для его остановки. В то же время, увеличение начальной скорости входа макета изделия в ТУ приводит к повышению лобового сопротивления и давления в воздушной полости.
Заключение
На основании разработанной математической модели может быть выдвинут ряд требований к массогабаритным характеристикам макета изделия и конструктивным особенностям ТУ которые позволят обеспечить многократное использование макетов изделий.
Список литературы
1. Дегтярь В. Г., Пегов В. И. Гидродинамика баллистических ракет подводных лодок. Миасс: ФГУП «ГРЦ «КБ им. акад. В. П. Макеева», 2004. 256 с.
2. Идельчик И. Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям / под ред. М. О. Штейнберга. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1992. 672 с.
Об авторе
А. В. СуровРоссия
Суров Антон Викторович – инженер-конструктор второй категории АО «Конструкторское бюро специального машиностроения», аспирант кафедры «Плазмогазодинамика и теплотехника» БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова
Область научных интересов: гидрогазодинамика, физика плазмы, тепломассоперенос, струйные течения, течения в каналах.
г. Санкт-Петербург
Рецензия
Для цитирования:
Суров А.В. Торможение макетов изделий в водной среде. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2016;(4):81-87. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-4-81-87
For citation:
Surov A.V. Decelerating device mock-ups in an aquatic environment. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2016;(4):81-87. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2016-4-81-87