Перейти к:
К вопросу о проектировании ракетных твердотопливных двигателей с целью исключения неустойчивости рабочего процесса в камере сгорания
https://doi.org/10.38013/2542-0542-2017-4-63-72
Аннотация
Ключевые слова
Для цитирования:
Глебов Г.А., Высоцкая С.А. К вопросу о проектировании ракетных твердотопливных двигателей с целью исключения неустойчивости рабочего процесса в камере сгорания. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2017;(4):63-72. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2017-4-63-72
For citation:
Glebov G.A., Vysotskaya S.A. On the question of solid-propellant rocket engine design preventing unstable operation in the combustion chamber. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2017;(4):63-72. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2017-4-63-72
Самопроизвольное возникновение интенсивных колебаний давления в камере сгорания и, как следствие, значительные колебания тяги представляют серьезную проблему при создании ракетных твердотопливных двигателей (РДТТ). Опыт создания РДТТ Titan III (США), Space Shuttle (США), Ariane 5 (Франция), С-300В (СССР) показал, что причиной неустойчивости рабочего процесса было образование мощных тороидальных вихрей в проточной части камеры сгорания.
На рис. 1 представлены схемы камер сгорания перечисленных выше двигателей, в которых наблюдается образование интенсивных тороидальных (кольцевых) вихрей. В частности, показаны: а - схема вихреобразования в проточных трактах твердотопливных ускорителей многоразового космического корабля Space Shuttle и ракеты-носителя Titan III [1, 2]; б - результаты расчетной оценки вихреобразования в проточном тракте твердотопливного ускорителя многоразового космического корабля Space Shuttle [3]; в - результаты расчетной оценки вихреобразования в проточном тракте твердотопливного ускорителя ракеты-носителя тяжелого класса Ariane 5 [4]; г - схема вихреобразования в проточном тракте РДТТ с внезапным расширением канала заряда [5]; д - схемы вихреобразования и стоячих волн давления и скорости в проточном тракте стартовой ступени зенитно-ракетной системы С-300В [6-8]. Частота образования таких вихрей, как правило, соответствует первой моде продольных колебаний давления и скорости. При этом периодический срыв тороидальных вихрей выступает в качестве обратной связи для поддержания автоколебаний давления.
Рис. 1. Схемы проточной части камер сгорания РДТТ и волны автоколебаний давления и скорости; P', U' - пульсации давления и скорости в проточном тракте РДТТ соответственно
В работе [6] образование тороидальных вихрей в области входной кромки сопла подтверждено экспериментально, а также отмечено, что акустические процессы в камере сгорания РДТТ близки по своей природе процессам в трубе, закрытой с обоих концов. Форма первой моды стоячей волны давления и скорости, характерная для этого случая, приведена на рис. 1, д.
Отметим, что доводка рассмотренных двигателей с целью исключения неустойчивого (пульсирующего, вибрационного) режима горения длилась от 8 до 12 лет. Применительно к стартовым ступеням зенитной управляемой ракеты (ЗУР) С-300В можно выделить следующие способы уменьшения интенсивности колебаний давления и тяги:
- применение реактивных гасителей колебаний давления типа резонатора Гельмгольца;
- установка микросопел на заднем днище для выноса акустической энергии.
Первый способ не дал положительных результатов, применение второго привело к некоторому снижению пульсаций давления и тяги, однако от него пришлось отказаться из- за значительных двухфазных потерь удельного импульса и усложнения конструкции двигателя.
На рис. 2 представлены некоторые схемы модернизации РДТТ с утопленным соплом с целью подавления неустойчивого режима работы, предложенные в 1986 г. Казанским авиационным институтом (КАИ) и Казанским опытным конструкторским бюро «Союз» (КОКБ «Союз») [9]. Основная цель данных технических решений - уменьшение акустического и газодинамического взаимодействия продуктов сгорания, поступающих со стороны части поверхности горения заряда твердого топлива, которая расположена непосредственно над утопленной частью сопла, и продуктов сгорания, поступающих с основной (оставшейся) части поверхности горения заряда твердого топлива. Схема, представленная на рис. 2, а с развитой поверхностью горения в средней части заряда, интересна тем, что приводит к значительному увеличению газоприхода в области пучности скорости. Это должно, по мнению авторов, уменьшить интенсивность колебаний в стоячей волне в соответствии с критерием Релея [10]. Увеличение газоприхода продуктов сгорания в области пучности давления способствует возникновению пульсирующего режима горения.
Рис. 2. Схемы технических решений, предложенных совместно КАИ и КОКБ «Союз» на этапе разработки РДТТ
Для достижения той же цели используются схемы двигателей с выбросом продуктов сгорания в область дорасширительного насадка сопла (рис. 2, б), а также с установкой специальных ребер снаружи входной кромки сопла (рис. 2 в, г). Известно, что такие ребра позволяют разрушить крупномасштабный поперечный вихрь и преобразовать его в систему мелких продольных вихрей типа Тейлора - Гертлера.
На рис. 2, д приведен способ уменьшения интенсивности встречной струи из-за утопленной части сопла с помощью перфорации утопленного сопла. Испытания показали, что применение перфорации позволяет снизить уровень пульсаций тяги на 7.. .14 %. Относительно низкая эффективность данного способа может быть объяснена малой площадью перфорации.
К наилучшему результату - снижению амплитуды пульсаций давления в 3 раза и колебаний тяги приблизительно на 75 % в течение всего времени работы РДТТ привело использование конфузорного насадка, выполненного в соответствии со схемой рис. 2, е. Соответствующие рекомендации по выбору конструкции насадка и оптимального размера кольцевой щели между входной кромкой утопленного сопла и конфузорным насадком приведены в работе [6].
На экспериментальную отработку данных технических решений на базе уже готового опытного образца изделия требуются большие материальные и временные ресурсы. В условиях современной внешнеполитической обстановки необходимо стремиться к сокращению данных расходов при создании новых образцов техники. Этого можно достичь применением современных методов математического моделирования и вычислительной техники.
В работах [7, 8] предложен метод расчета вихревых структур и амплитуды автоколебаний давления в камере сгорания РДТТ, разработанный на основе программного пакета ANSYS Fluent. Приведем основные допущения, принятые в расчетном методе.
- Течение двумерное, осесимметричное.
- Термодинамические свойства продуктов сгорания твердого топлива определяются в приближении равновесного состава двухфазной смеси [11]:
Tг = Tz , Uг = Uz
где Тг - температура газообразных продуктов сгорания твердового топлива (K);
Tz - температура конденсированных частиц Al2O3, образующихся в результате горения смесевого твердого топлива (K);
Ur - скорость истечения газообразных продуктов сгорания твердого топлива (м/с);
Uz - скорость истечения конденсированных частиц Al2O3, образующихся в результате процесса горения смесевого твердого топлива (м/с).
- Для разрешения вихревого поля течения с целью сокращения вычислительных ресурсов используется метод квази-LES (т. е. LES, как бета-опция ANSYS Fluent в случае двумерного осесимметричного течения) [7, 8].
- Закон скорости горения твердого топлива квазистационарный. Данное допущение основано на результатах работы Р. Е. Соркина [12], где показано, что при относительно низких частотах пульсаций давления закон скорости горения твердого топлива можно считать квазистационарным.
- Унос материала теплозащитного покрытия по времени работы двигателя не учитывается. Температура стенок конструкции принята равной температуре деструкции композиционного материала (углеволокнита марки ЭПАН-2Б) - 940 K.
В расчетном методе предпринята попытка решить следующую задачу: по заданному полю давления в форме продольной стоячей волны на основе численного метода определить наличие и интенсивность когерентных вихревых структур в проточном тракте двигателя. Наилучшей с точки зрения наименьших значений пульсаций давления в камере, по-видимому, будет такая конфигурация или форма проточного тракта, при которой вероятность возникновения нестационарных вихрей и их интенсивность будет минимальной. Блок-схема расчета представлена на рис. 3.
На рис. 3 использованы следующие обозначения:
f - частота продольных колебаний давления (Гц);
n - мода колебаний 1, 2, 3...;
а - скорость звука (м/с);
L - длина камеры сгорания РДТТ (м);
Р(х, τi) - значение давления на поверхности горения заряда твердого топлива в момент времени τi (Па);
P' - амплитуда пульсаций давления (Па);
Pк ном - значение давления в камере сгорания РДТТ (Па), полученное из стационарного расчета;
Urop - скорость горения твердого топлива (м/с);
B(TH) = B(T0)(1 + аu)(ТH - T0) - член, учитывающий влияние начальной температуры заряда TH ;
au - коэффициент температурной чувствительности;
ν - показатель степени в законе горения;
- газоприход продуктов сгорания с поверхности горения заряда твердого топлива (кг/с);
ρт - плотность топлива (кг/м3);
F - площадь поверхности горения заряда твердого топлива (м2).
Рис. 3. Блок-схема для расчета нестационарных процессов в камере РДТТ
Частота продольных автоколебаний давления определяется в приближении линейной акустики (1). Форма продольной стоячей волны давления задана в виде периодической функции (2). С учетом закона скорости горения (3) определяется газоприход (massflux) продуктов сгорания с поверхности горения твердого топлива (4). Далее с использованием уравнений Навье - Стокса (URANS и URANS/LES) рассчитываются нестационарные поля скорости и давления в проточном тракте камеры сгорания РДТТ. Начальные условия по амплитуде колебаний давления на концах стоячей волны Р'(0, 0) = -Р'(0, L) = 0,1 Рк ном соответствуют так называемому жесткому режиму возбуждения автоколебаний давления.
Для создания сетки используется сеточный генератор ICEM CFD. Сетка - структурированная. Размер элемента 0,002 м со сгущением к стенке до 0,0004 м, количество элементов ~300 000. Вид участка структурированной сетки для расчета методом квази-LES представлен на рис. 4.
Рис. 4. Вид расчетной сетки в области входной кромки утопленного сопла: а - штатное утопленное сопло; б - утопленное сопло с кольцевым конфузорным насадком
На рис. 5 представлены результаты расчета вихревой структуры течения в камере сгорания для трех значений фаз колебаний давления. Видно, что акустическая волна, распространяющаяся слева направо, «заходит» в область над утопленной частью сопла, подтормаживая встречный поток, с образованием вихря А (рис. 5, а). При смене направления акустической волны (рис. 5, б, в) вихрь А движется в сторону входной кромки сопла с дальнейшим периодическим проходом через сопло. Периодичность образования вихря А соответствует первой моде продольных колебаний газового столба камеры сгорания. По данным расчетов [8], максимальная амплитуда пульсаций давления составляет Р' = ±5,7 кгс/см2, тяги R'/Rhom = ±45,2 % .
Рис. 5. Линии тока и вихреобразование в области входной кромки сопла в зависимости от фазы колебаний давления: а - φ = 0; б - φ = π /2; в - φ ≈ π
На рис. 6 представлена картина течения в виде линий тока в случае установки кольцевого конфузорного насадка на входе в утопленное сопло. Видно, что в этом случае тороидальные вихри не образуются. Насадок разделил основной поток продуктов сгорания и поток из-за утопленной части сопла на две отдельные области, что исключило их взаимное газодинамическое и акустическое взаимодействие. При этом максимальная амплитуда пульсаций давления уменьшилась до R' = ±1,1 кгс/см2, пульсации тяги упали до R'/ Rhom = ±8,75 %.
Рис. 6. Линии тока в области входной кромки сопла для двигателя с конфузорным насадком в зависимости от фазы колебаний давления: а - φ = 0; б - φ ≈ π
На основе анализа расчетных данных удалось качественно представить физическую картину механизма выноса акустической энергии через сопло (рис. 7). Стоит отметить, что амплитуда пульсаций осевой составляющей скорости U' приведена к безразмерному виду в результате деления на скорость звука а в минимальном сечении сопла. При использовании сопла с насадком на выходе из кольцевой щели между входной кромкой сопла и насадком наблюдаются значительные пульсации осевой скорости до 4 % от критической скорости. Это служит подтверждением существенного выноса акустической энергии, который приводит к уменьшению пульсаций давления в камере сгорания и пульсаций тяги двигателя.
Рис. 7. Профиль амплитуды пульсаций осевой скорости в области минимального сечения сопла
Установка конфузорного насадка на входе в сопло исследуемого двигателя в свое время вызвала серьезные сомнения и споры у конструкторов. Во-первых, насадок представляет собой сложный в технологическом плане элемент конструкции соплового блока, а во-вторых, расположен в области, где на него действуют достаточно большие механические и тепловые нагрузки. По этим причинам в рамках представленного метода авторами статьи оценены интенсивности конвективного теплового потока к его поверхности. На рис. 8 приведена схема расположения контрольных точек, в которых вычислено значение коэффициента теплоотдачи.
Рис. 8. Схема расположения контрольных точек для расчета коэффициента теплоотдачи к элементам конструкции соплового блока:
1 - наружная стенка; 2 - конфузорный насадок; 3 - внутренняя стенка; 4 - входная кромка сопла
Результаты расчета теплоотдачи приведены на рис. 9, 10. По оси абсцисс отложены номера контрольных точек, а по оси ординат отношение вычисленных значений коэффициента теплоотдачи к максимальному значению теплоотдачи в штатном сопле в области минимального (критического) сечения сопла. Согласно проведенным расчетам, максимальный тепловой поток ~ 30.40 МВт/м2.


При установке конфузорного насадка интенсивность конвективного теплового потока на входной кромке утопленного сопла уменьшилась в 2 раза (рис. 10). Интенсивность теплоотдачи на поверхности насадка составляет 20.40 % от максимальной теплоотдачи штатного сопла (рис. 10), чему служит подтверждением многолетняя безотказная работа насадка.
В работах [7, 8] были проведены численные исследования влияния формы канала заряда и показателя степени в законе горения твердого топлива на интенсивность пульсаций давления и тяги. Рассмотрены следующие модификации двигателя:
- штатный двигатель ( ν = 0,7 );
- штатный двигатель ( ν = 0,4 );
- штатный двигатель ( ν = 0,1);
- двигатель с конфузорным насадком (ν = 0,4);
- двигатель без выступа в передней части заряда (ν = 0,4).
Результаты расчета вихревой структуры течения и пульсаций давления по времени в камере сгорания двигателей 2, 5, 3, соответственно, приведены на рис. 11. Видно, что амплитуда пульсаций давления и интенсивность завихренности потока существенно зависят от формы канала заряда и показателя степени в законе горения.

Результаты расчета пульсаций давления в области переднего днища для пяти рассмотренных модификаций РДТТ представлены на рис. 12. Видно, что наименьшие значения амплитуды пульсаций давления наблюдаются у модификаций двигателя 3-5.
Рис. 12. Амплитуда пульсаций давления для рассмотренных модификаций РДТТ
Представленные расчетные данные по влиянию геометрии канала заряда, конструкции соплового блока и других факторов на газодинамические и акустические процессы в РДТТ с утопленным соплом могут быть полезны разработчикам при проектировании камер сгорания.
Список литературы
1. Данлэп Р., Браун Р. С. Экспериментальное исследование акустических пульсаций, возбуждаемых периодическим срывом вихрей // Ракетная техника и космонавтика. 1981. № 4. С. 142–143.
2. Brown R. S., Dunlap R., Young S. W., Waugh R. C. Vortex shedding as an additional source of acoustic energy in segmented solid propellant rocket motors // AIAA/SAE/ASME 16 th Joint Propulsion Conference, USA, Hartfold, 1980. DOI 10.2514/6.1980-1092
3. Mason D., Morstadt R., Cannon S., Gross E., Nielsen D. Pressure oscillations and structural vibration in space shuttle RSRM and ETM-3 Motors // 40 th AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference and Exhibit, 11–14 July 2004, Fort Launderdale, Florida. 2004. Pp. 1–17.
4. Anthoine J. Experimental and Numerical Study of Aeroacoustic Phenomena in Large Solid Propellant Boosters. Germany: Von Karman Institute for Fluid Dynamics, 2009. 237 p.
5. Flandro J. A. Vortex driving mechanism in oscillatory rocket flows // Journal of Propulsion and Power. 1986. Vol. 2. No. 3. Pp. 206–214.
6. Моделирование рабочих процессов в РДТТ. Труды семинара. Вып. XXIII. Казань, Физ.техн. ин-т КФ АН СССР, 1989. 68 с.
7. Глебов Г. А., Высоцкая С. А. К вопросу о влиянии геометрии канала заряда и свойств топлива на неустойчивость рабочего процесса в камере РДТТ // Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2017. № 1. С. 67–75.
8. Глебов Г. А., Высоцкая С. А. Моделирование когерентных вихревых структур и автоколебаний давления в камере сгорания РДТТ // Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2016. № 4. С. 41–48.
9. Глебов Г. А., Высоцкая С. А. Неустойчивость рабочего процесса в РДТТ с утопленным соплом и способы ее подавления // VIII Научная конференция Волжского регионального центра РАРАН «Современные методы проектирования и отработки ракетно-артиллерийского вооружения», ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», Саров, 4–6 июня 2013. Т. 2. С. 256–263.
10. Стрет Дж. В. (Лорд Рэлей). Теория звука. Т. II. М.: Гос. изд-во техн.-теор. лит., 1955. 475 с.
11. Термодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания: в 6 т. Т. 1. Методы расчета / В. Е. Алемасов, А. Ф. Дрегалин, А. П. Тишин, В. А. Худяков; под ред. В. П. Глушко. М.: ВИНИТИ, 1971. 267 с.
12. Соркин Р. Е. Газотермодинамика ракетных двигателей на твердом топливе. М.: Наука, 1967. 368 с.
Об авторах
Г. А. ГлебовРоссия
Глебов Геннадий Александрович – доктор технических наук, доцент, профессор кафедры «Реактивные двигатели и энергетические установки». Область научных интересов: газодинамические и тепловые процессы в ракетных двигателях, неустойчивость рабочего процесса в ракетных двигателях, пульсирующее горение.
г. Казань
С. А. Высоцкая
Россия
Высоцкая Светлана Абдулмянафовна – кандидат технических наук, ведущий конструктор. Область научных интересов: газодинамические расчеты энергетических установок.
г. Казань
Рецензия
Для цитирования:
Глебов Г.А., Высоцкая С.А. К вопросу о проектировании ракетных твердотопливных двигателей с целью исключения неустойчивости рабочего процесса в камере сгорания. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2017;(4):63-72. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2017-4-63-72
For citation:
Glebov G.A., Vysotskaya S.A. On the question of solid-propellant rocket engine design preventing unstable operation in the combustion chamber. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2017;(4):63-72. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2017-4-63-72