Перейти к:
Применение инструментов бережливого производства в гальваническом цехе
https://doi.org/10.38013/2542-0542-2020-2-32-44
Аннотация
Ключевые слова
Для цитирования:
Андреев И.А. Применение инструментов бережливого производства в гальваническом цехе. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2020;(2):32-44. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2020-2-32-44
For citation:
Andreev I.A. Use of lean manufacturing tools in an electroplating shop. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2020;(2):32-44. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2020-2-32-44
Введение
С каждым годом к гальваническим покрытиям предъявляют все новые требования, расширяя их области применения. Современное машиностроение, радиоэлектронику, металлургию и приборостроение невозможно представить без защитно-декоративных гальванических покрытий, которые увеличивают показатели коррозионной стойкости материалов, обеспечивают необходимые функциональные свойства, такие как твердость, износостойкость, электропроводность, жаростойкость [1]. В АО «Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО “Алмаз - Антей” — Обуховский завод» (далее - Обуховский завод) используется большинство известных видов гальванических покрытий и их применение для различных условий, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Назначение гальванических покрытий
Покрытие |
Применение |
---|---|
Цинкование |
Защищает от коррозии детали машин и механизмов, крепежа, метизов, проволоки и других изделий массового производства, работающих в различных климатических районах с умеренной влажностью |
Фосфатирование/ оксидофосфатирование |
Защищает стальные детали от коррозии, улучшает адгезию лакокрасочных материалов и клеев, также применяется как электроизоляционное покрытие |
Химическое оксидирование |
Улучшает адгезию лакокрасочных материалов |
Анодирование алюминиевых сплавов |
Анодно-оксидная пленка значительно улучшает защитные свойства алюминия и его сплавы |
Кадмирование |
Обеспечивает противокоррозионную защиту в пресной и морской воде |
Химическое пассивирование |
Образует тонкий защитный слой (пленку), препятствующий коррозии |
Электрополирование |
Производится для декоративной отделки поверхности изделий; инструмента и деталей точных механизмов |
Хромирование |
Используется для декоративной отделки и защиты деталей от коррозии, повышения износостойкости деталей |
Травление меди и ее сплавов |
Проводится перед сваркой, пайкой с целью очистки от грубых окислов |
Оловянирование |
Используется для защиты электрических контактов от окисления |
Меднение |
Применяется в качестве подслоя для уменьшения пористости и повышения сцепления покрытий |
Никелирование |
Применяется как защитно-декоративное покрытие |
Покрытие сплавом олово-свинец |
Обеспечивает возможность пайки низкотемпературными припоями. Покрытие пластично |
Покрытие сплавом олово- висмут, никель, олово-висмут |
Защищает детали, подлежащие пайке |
Совокупность уникальных свойств гальванических покрытий с качественным проведением операций по их нанесению на изделия позволяет обеспечить максимально долгий срок службы изделий. Особенно это важно в экстремальных условиях, в которых эксплуатируется вооружение, военная и специальная техника. В статье рассматривается опыт повышения качества операций в гальваническом цехе путем устранения потерь с помощью инструментов бережливого производства.
Развитие системы диспетчеризации и внедрение автоматизации на гальваническом производстве
Гальваническое производство Обуховского завода начинает свою историю с 1977 года и на сегодняшний день является одним из крупнейших и надежных представителей в своей области по всей Российской Федерации [2].
В первой половине 2017 года производственные мощности гальванического цеха серьезно увеличились за счет полного перевооружения: был построен современный комплекс, сочетающий в себе последние достижения технологий и требований безопасности, закуплено новейшее оборудование и промышленная мебель [3]. Новое гальваническое производство строилось с целью реализации необходимого спектра гальванических покрытий для всех предприятий, входящих в Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО «Алмаз - Антей». Перечень покрытий включает в себя более 50 наименований, среди которых хромирование, фосфатирование, цинкование и кадмирование крупногабаритных изделий в уникальных вертикальных ваннах, многослойные и лакокрасочные покрытия. Нанесение всех видов покрытий основано на нормативной базе с применением ГОСТов, ОСТов, технических условий и другой нормативной документации.
К концу 2017 года осуществлен полный переезд основных производственных рабочих и инженерно-технического персонала из старого корпуса в новое здание. За следующие полгода адаптации, освоения новых технологий и оборудования рабочим персоналом произошла первичная переквалификация сотрудников в операторов гальванических линий. Но, как обычно бывает при перевооружении, процесс адаптации и освоения новых технологий сильно затягивается из-за невозможности остановить производство и настроиться в новых условиях. Особая сложность возникла с освоением процесса автоматизации на гальванических линиях из-за отсутствия индивидуальных технологических процессов на покрытия, необходимой оснастки и недостаточности навыков персонала по программированию линий. С целью освоения процессов автоматизации и развития новых технологий в сентябре 2018 года был запущен проект бережливого производства по улучшениям «Автоматизация гальванических линий». В качестве ключевых показателей эффективности проекта были установлены для каждой линии проценты работы в автоматическом/ручном режимах с учетом переходного периода и нарастающим эффектом. С помощью этих показателей стало возможным оценить работу сотрудников и то, насколько потраченные усилия совпадают с полученным результатом. Основными задачами проекта стали:
- получение покрытия деталей и сборочных единиц (далее - ДСЕ) требуемого качества при работе линий в автоматическом режиме, убрав потери качества, связанные ранее с человеческим фактором;
- увеличение скорости протекания потока создания ценности за счет использования универсальной и специальной быстроперена- лаживаемой оснастки;
- сокращение ручного труда и снижение вредных условий производства;
- повышение квалификации персонала для работы в автоматическом режиме на линиях [3].
Упоминая скорость протекания, стоит напомнить, что такое «поток создания ценности» (далее - ПСЦ) и его основные характеристики. ПСЦ - все действия, как создающие, так и не создающие ценность, которые позволяют продукции пройти все процессы: от разработки концепции до запуска в производство и от принятия заказа до доставки потребителю. Данные действия включают в себя обработку информации, а также операции по преобразованию продукта по мере его движения к потребителю.
Основными характеристиками ПСЦ являются:
- производительность процессов как характеристика скорости создания и перемещения ценности (текущие и усредненные за календарный период);
- времена тактов и циклов (от входа предыдущего процесса до выхода последующего);
- запасы продукции в буферах (время обеспечения работы процесса при нарушении поставки в нужное время в нужном количестве в нужное место);
- время цикла обратных процессов (время на осуществление действий с несоответствующей продукцией);
- коэффициенты готовности процессов (процессы должны иметь равные коэффициенты готовности) [4].
Важным в проекте по гальваническому цеху являлся показатель производительности гальванических процессов V, руб./ч, вычисляют по формуле:
где C2 - ценность на входе процесса-потребителя (цена детали на входе последующего процесса); C1 - ценность на входе процесса- поставщика (цена детали на входе предыдущего процесса); Δt - время создания ценности процессом-поставщиком и ее перемещения к входу процесса-потребителя (время между моментами двух последовательных входов процессов).
Логистические процессы в значительной мере влияют на производительность процессов, т.к. она зависит от времени между моментами двух последовательных входов процессов, в которое входит время создания ценности и время перемещения ценности (см. формулу 2).
Δt = Δtоб + Δtлог (2)
где Δto6 - интервал времени покрытия ДСЕ (действие по созданию ценности); Δtлог - интервал времени перемещения от выхода про- цесса-поставщика к входу процесса-потребителя (действие по перемещению ценности).
Производительность ПСЦ определяется производительностью (скоростью) элементарных действий по созданию и перемещению ценности в потоке.
Если в формуле (1) числитель остается неизменным в рамках работы по государственному оборонному заказу, поскольку цены оговорены заранее, то знаменатель и являлся целью улучшения. Сократив затраты на время покрытия и время перемещений по формуле (2), возможно улучшить показатель производительности гальванических процессов.
Для наблюдения и анализа основных потерь гальванического цеха была создана меж- функциональная рабочая группа, включающая представителей практически всех подразделений, связанных с гальваническим цехом. В рамках первой стадии планирования рабочая группа выявила следующие потери:
- низкий уровень автоматизации гальванических линий. Только две линии из шести используют частично автоматический режим в работе. Отсутствуют показатели для линий по работе в автоматическом режиме;
- система диспетчеризации используется не в полной мере для контроля автоматизации линии из-за отсутствия подключения к контроллеру линий. Отчеты системы требуют доработки с учетом полезной загрузки цеха;
- информация о загрузке мощностей цеха отсутствует;
- недостаточен имеющийся заводской функционал гальванических линий для получения качественного покрытия ДСЕ в автоматическом режиме;
- отсутствует достоверная информация в легком доступе о выполненных заданиях от сторонних заказчиков, большой срок обработки заданий гальваниками и мастерами линий;
- низкий уровень учета оснастки и приспособлений. Сложности поиска и понимания;
- недостаточно приспособлений для работы в автоматическом режиме;
- есть сложности с взаимозаменяемостью работников цеха. Риск остановки определенной линии гальванического производства из-за отсутствия (болезнь, отпуск, отгул) лимитирующего сотрудника;
- низок уровень творческого потенциала среди сотрудников цеха. Отсутствуют предложения по улучшениям, рационализаторские предложения [5];
- дублируется информация мастерами и начальниками участков о выполнении заданий в системе диспетчеризации и в журнале по требованию ОТК.
Посредством реализации проекта по внедрению бережливого производства в гальваническом цехе и решения задач базового плана межфункциональной рабочей группе удалось внедрить в систему управления линиями индивидуальные и групповые технологические процессы на покрытия, спроектировать и изготовить/закупить необходимую оснастку, обучить и замотивировать персонал цеха и - как результат - освоить процессы автоматизации на гальванических линиях.
На рисунке 1 представлено процентное отношение работы на линиях в автоматическом режиме при переезде в цех и после проведения проекта бережливого производства по автоматизации. Максимум увеличения работы в автоматическом режиме линий произошел до 95 %, а в среднем с 19 до 88 %.

Централизованный оперативный контроль, системный автоматизированный учет и координация управления всеми производственными процессами в гальваническом цехе - важнейшие задачи, которые необходимо было решить для эффективной организации гальванического производства в рамках проекта по улучшению. Логистические потоки внутренних поставщиков и потребителей нужно выстроить во взаимодействующие подсистемы - ими нужно эффективно управлять. Поскольку гальванические процессы находятся в середине ПСЦ (обычно между механической обработкой и сборкой), построить долгосрочный план работы в цехе гальваники крайне сложно. Однако нужно выстроить прозрачную и оперативную систему диспетчеризации поступлений на вход и выход, а также прохождения процессов внутри цеха, так как обычно система оперативного цехового планирования представляет собой «черный ящик», как показано на рисунке 2.

Отсутствие прозрачной и гибкой системы оперативного планирования в гальваническом цехе несет в себе массу потерь, известных из бережливого производства, таких как поиски, простои, избыточные транспортировки и перемещения, постоянные ожидания, большие количества запасов, излишнюю обработку, доработки и брак. С целью минимизации влияния или полного устранения потерь, связанных с оперативным планированием, была создана с нуля уникальная (под конкретные задачи) автоматизированная система диспетчеризации, с помощью которой удалось многократно увеличить отдачу от специалистов, занятых учетом производства и оперативным планированием, а также вести временной контроль исполнения установленных сроков на каждом этапе маршрута, что дало возможность получать данные и в случае отклонения, а при необходимости улучшений работать с ними в рамках бережливого производства. Вклад бережливого производства во внедрение системы диспетчеризации изначально заключался в помощи написания технического задания на разработку системы, далее в скорейшем ее внедрении в цехе для оперативной доработки выявленных потерь и мгновенного улучшения системы в рамках этапа внедрения, чтобы в дальнейшем цех не терял время на ожидание и мог планомерно перейти на новую систему работы.
Работа диспетчера приобрела интеллектуальный характер - основной акцент в ней смещается с рутинных методов поиска и обработки фактической бумажной информации о выполненных работах к работе с электронной информацией, к анализу текущей производственной ситуации и предупреждению нежелательных явлений, таких как простои и задержки выполнения заказов. Созданный производственный цикл работы с системой диспетчеризации представлен на рисунке 3.
Рис. 3. Схема работы системы диспетчеризации
Цикл состоит из следующих процессов.
- Подготовка цехом-поставщиком маршрутных листов и деталей на отправку в гальванический цех.
- Регистрация нового задания в системе, которую осуществляют экспедиторы. Для фиксации задания экспедитор должен отсканировать штрихкод маршрутного листа при помощи сканера на электронном терминале, которые установлены по всему цеху. После проверки информации экспедитор подтверждает фиксацию заказа в системе. Заказ приобретает статус «Входящие». Фиксация заказа происходит сразу же после доставки детали в цех!
- Обработка задания диспетчером. После регистрации задания в системе диспетчер может начать его обработку. Диспетчеру необходимо обрабатывать все входящие заказы, внося недостающую информацию путем заполнения полей и передавать заказы в работу операторам гальванического производства (представлено на рисунке 4). Обработка задания диспетчером в системе включает в себя следующие действия:
- Выбрать тип покрытия детали.
- Выбрать гальваническую линию, на которую отправляется деталь.
- Добавить, если нужно, комментарий.
- Добавить операции, необходимые для выполнения заказа.
- Установить порядок операций.
- Установить, если нужно, толщину покрытия.
- Распечатать маршрутную карту.
- Перевести заказ в статус «К исполнению».
- Отдать маршрутную карту грузчику.
- Принятие задания и выполнение операций над заказом осуществляется работниками гальванических линий. Оператор (работник гальванической линии) может принять задание только после его обработки диспетчером и доставки деталей на гальваническую линию грузчиком. Принятие задания в системе в работу осуществляет оператор (статус задания меняется с «К исполнению» на «В работе») и приступает к выполнению требуемых операций. Количество одновременно обрабатываемых заданий определяется загруженностью гальванической линии. Оператору запрещается принимать в работу новые задания, если невозможно начать их выполнение в данный момент времени. Все операции задания на гальванической линии и его обработка в системе диспетчеризации происходят параллельно (в режиме реального времени). После выполнения операций своего участка мастер передает задание на следующий согласно маршрутной карте.
- Завершение выполнения работ над заказом и предъявление изделий на технический контроль. После выполнения всех операций задания мастер проверяет выполненную операторами работу и принимает решение о предъявлении изделий на технический контроль. Мастер предъявляет изделие вместе с маршрутной картой на технический контроль. Статус задания меняется с «В работе» на «Приемка ОТК».
- Технический контроль изделий осуществляется сотрудником ОТК. После проверки изделия на соответствие техническим параметрам сотрудник ОТК подтверждает принятие изделия в системе. Сотрудник ОТК выносит вердикт о результатах прохождения технического контроля. Если проверяемые изделия полностью удовлетворяют техническим параметрам, сотрудник ОТК принимает изделие. Статус задания меняется с «Приемка ОТК» на «К отгрузке».
- Завершение выполнения заказа. После прохождения всех производственных этапов экспедитор сможет обработать маршрутный лист на терминале. Задание изменит свой статус с «К отгрузке» на «Выполнено». Только после выполнения данных операций экспедитор может забрать заказ.
Рис. 4. Входящие заказы в системе
Важно то, что система получает информацию о поступающих изделиях на гальванические покрытия заблаговременно, это дает возможность гальваническому цеху осуществлять выравнивание в планировании на входе и более эффективно загружать линии, увеличивая объемы покрываемых ДСЕ и сделав все позиции «точно-вовремя» [6]. По готовности детали предъявляются контролеру ОТК в объеме гальванических покрытий, по мере сдачи через автоматизированную систему поступает сигнал в следующий по потоку цех о том, что детали готовы. Также система визуализирует в режиме онлайн все протекающие на линиях заказы и процессы (представлено на рисунке 5), что дает возможность каждому заинтересованному понимать текущую ситуацию. Также в системе есть блок, где механики и энергетики могут видеть состояние линий и оперативно реагировать на неисправности и сбои. А визуализация уровня обработки деталей дает цехам-потребителям понимание и возможность эффективно планировать свою деятельность. Любые ожидания, пролеживания и другие несоответствия времени и количества сразу выводятся в систему и отображаются на мониторах, установленных в цехе. Анализ данных производит линейное руководство цеха, ежемесячный отчет передается руководству завода. В случае обнаружения отклонений или ухудшений цех анализирует причину. Если она решаемая, то устраняют собственными силами, если нет, то обращаются в отдел бережливого производства для помощи в реализации улучшений и запуска проекта для более эффективного использования всех ресурсов.
Рис. 5. Сводная по заказам в системе диспетчеризации
Собирая данную статистическую информацию из системы, можно анализировать, делать выводы и расшивать узкие места в потоках, что постоянно происходит в рамках проектов бережливого производства по улучшениям.
Развитие системы диспетчеризации принесло пользу мгновенно: на рисунках 6 и 7 представлены графики поступления ДСЕ и маршрутных листов за 2018-2019 гг., которые показывают увеличение объемов выполняемых работ на 14,9 и 16,8 % соответственно в 2019 году. Объем обработки маршрутных листов диспетчерами планово-распределительного бюро вырос, однако с учетом улучшения системы диспетчеризации и других улучшений нагрузка на персонал не увеличилась и дала дополнительные резервы. Благодаря этому не пришлось брать на работу дополнительные кадры, а появилась возможность, наоборот, загрузить резервы цеха сторонними заказами и диверсифицировать производство (табл. 5). Автоматизированная система позволяет определять фактическую загрузку каждой линии исходя из расчетной площади покрытия ДСЕ. По мере анализа загрузки удается индивидуально планировать работу и сменность для линий и персонала.


По результатам проекта в части совершенствования автоматизации и диспетчеризации были получены следующие результаты, представленные в таблицах 2 и 3.
Таблица 2
Улучшения в рамках проекта по бережливому производству
Ситуация до улучшения |
Ситуация после улучшения |
---|---|
Низкий уровень автоматизации гальванических линий. Только 2 линии из 6 используют частично автоматический режим в работе. Отсутствие показателей для линий по работе в автоматическом режиме |
Введены в базу данных систем управления линий единичные и групповые режимы нанесения покрытий. Организовано обучение рабочего персонала использованию программ для покрытия ДСЕ в автоматическом режиме. Созданы показатели работы в автоматическом режиме для каждой линии. Создана система мотивации на переходный период. 6 линий переведено на автоматический режим работы (5 линий полностью - более 90 % работы в авт. режиме, 1 линия частично - более 50% работы в авт. режиме) |
Система диспетчеризации используется не в полной мере для контроля автоматизации линий из-за отсутствия подключения к контроллеру линий. Отчеты системы требуют доработки с учетом полезной загрузки цеха |
Совместно с производителями линий было реализовано считывание сигнала состояния работы линий, а также информации о количестве запущенных процессов на линиях. Отчеты системы настроены с учетом данных сигналов, что дает возможность определять фактическую загрузку линий и учитывать режим работы линий |
Информация о загрузке мощностей цеха отсутствует |
Ведется учет статистики по выполненным ДСЕ (кроме внешних заказов) и входящим маршрутным листам. Создан и ведется справочник площадей покрытия каждой ДСЕ в системе |
Таблица 3
Улучшения в рамках проекта по бережливому производству
Ситуация до улучшения |
Ситуация после улучшения |
---|---|
Недостаточность имеющегося функционала гальванических линий для получения качественного покрытия ДСЕ в автоматическом режиме |
Доработана программа управления всех гальванических линий для работы в автоматическом режиме: - реализована возможность задавать различные режимы тока в одном цикле при загрузке ДСЕ в рабочую ванну; - реализована функция многократного окунания деталей манипулятором в ванны промывок; - сокращено время выдержки ДСЕ на загрузочной стойке за счет отладки программы управления поставщиками; - добавлена функция «окунания» в рабочие ванны основных покрытий; - восстановлена возможность архивации навески в автоматическом режиме |
Отсутствие достоверной информации в легком доступе о выполненных заданиях от сторонних заказчиков, длительность обработки заданий гальваниками и мастерами линий |
Настроено автоматическое занесение данных по переданным на покрытие ДСЕ от сторонних заказчиков, что позволяет сократить время обработки заданий со стороны гальваников и мастеров гальванических линий, а также позволяет обеспечить достоверность данных при определении загрузки линий |
Низкий уровень учета оснастки и приспособлений. Сложности поиска и понимания |
Создано БИХ с начальником бюро и 1 инженером. Вменены функции учета, заказа и актуализации оснастки. Проведена инвентаризация с адресным хранением оснастки в единой таблице. Созданы недостающие паспорта на приспособления. Стандартизирован учет и выдача. Для крупногабаритной линии создана таблица для выбора размера сборной оснастки, что упрощает поиск необходимого |
Недостаточность приспособлений для работы в автоматическом режиме |
Спроектированы и изготовлены специализированные корзины для увеличения загрузки линии анодирования и хим. оксидирования алюминия. Спроектированы и изготовлены специализированные приспособления типа «елочка» для сокращения времени на обвязку проволокой. Спроектированы и закуплены специализированные универсальные приспособления типа «подвески» со съемными взаимозаменяемыми планками с изоляцией покрытием пластизоль для сокращения времени на обслуживание оснастки |
Сложность с взаимозаменяемостью работников цеха. Риск остановки определенной линии гальванического производства из-за отсутствия (болезнь, отпуск, отгул) лимитирующего сотрудника |
Составлена матрица компетенций всех работников цеха с указанием способностей каждого работать на гальванических линиях цеха. Визуализированы лимитирующие сотрудники, знания которых необходимо тиражировать. Введены корректирующие действия по наставничеству менее компетентных более компетентными. Сотрудники мотивированы к повышению квалификации. Динамика положительная, за год 16 сотрудников повысили свои компетенции в работе |
Продолжение таблицы 3
Ситуация до улучшения |
Ситуация после улучшения |
---|---|
Низкий уровень творческого потенциала среди сотрудников цеха. Отсутствие предложений по улучшениям, рационализаторских предложений |
За период реализации проекта подано 13 предложений по улучшениям, среди которых 2 содержат в себе реальный экономический эффект (ППУ «Альтернативный способ изготовления лопаток» и ППУ «Чехлы для анодов»). Общий годовой эффект от реализации предложений составляет: 375 904 руб. |
Дублирование информации мастерами и начальниками участков о выполнении заданий в системе диспетчеризации Sitrace + в журнале по требованию ОТК |
Решена проблема с дублирующей документацией в цехе. Совместно с управлением СМК решены задачи по отмене дублеров. Устранены несоответствия в маршрутной карте для реализации предложения по требованию ОТК. Дублирующие маршрутные карты журналы убраны из оборота, что высвободило около 25 % от общего фонда рабочего времени мастерскому составу цеха |
График поступления ДСЕ по месяцам за 2018-2019 гг. (рис. 6) показывает увеличение загрузки цеха в 2019 году на 14,9 % по сравнению с годом ранее. Линия тренда стремится вверх, что говорит о нарастающей загрузке с начала года. Однако значительный разброс от 75 000 до 330 000 ДСЕ в месяц показывает неравномерность подачи ДСЕ цехами-поставщиками, вызванную спецификой единичного и мелкосерийного производства.
График поступления маршрутных листов за 2018-2019 гг. показывает увеличение объемов выполняемых работ на 16,8 % в 2019 году по сравнению с годом ранее. Объем обработки маршрутных листов диспетчерами ПРБ вырос, однако с учетом улучшения системы диспетчеризации и других улучшений нагрузка на персонал не увеличилась и дала дополнительные резервы.
С помощью развития системы диспетчеризации и внедрения автоматизации гальванических линий в рамках проекта по бережливому производству удалось сократить или полностью устранить влияние потерь [7], представленных в таблице 4.
Таблица 4
Устранение потерь в гальваническом производстве
Вид потерь |
Ситуация ДО |
Ситуация ПОСЛЕ |
---|---|---|
Транспортировки/ перемещения |
Перемещение деталей в гальванический цех несколько раз из-за ошибок в планировании и проблем с качеством. 10 % от общего количества перемещений |
Достижение прозрачности и гибкости оперативного планирования с помощью системы диспетчеризации. Улучшение качества посредством внедрения автоматизации, сокращение времени обработки деталей. Лишние перемещения сокращены до 1 % от общего количества перемещений |
Ожидания |
Ожидания деталей на обработку гальваническим цехом В среднем время простоя 40 % от общего фонда рабочего времени |
Создана система диспетчеризации, позволяющая планировать загрузку гальванических линий и прогнозировать цехами-поставщиками время отправки и получения после покрытия. Время простоя сократилось до 10-15 % от общего фонда рабочего времени, а время ожидания после отправки на покрытие - до 1-2 дней |
Ожидания деталей после отправки на покрытие цехами-получателями. В среднем время ожидания 3-4 дня |
||
Пролеживания |
Детали пролеживают в гальваническом цехе до и после покрытий из-за того, что цеха-получатели долго информируются о выполнении покрытий. В среднем время пролеживания 1-2 дня |
Отсутствие возможности забыть о детали, весь цикл гальванического производства визуализируется в системе с установкой временных показателей. Среднее время пролеживания сократилось на 90 %. ДСЕ забираются в течение 0,5 дня после покрытия |
Избыточная обработка |
Случаи нанесения не того покрытия и ошибки приемки контролеров ОТК. Ошибка составляла в среднем 1 % от общего количества покрытых ДСЕ |
Отсутствие возможности ошибки, все проходит через систему, и отображается весь маршрут. Ошибки устранены полностью |
Брак |
Случаи возникновения некачественного покрытия из-за человеческого фактора или неточностей в бумажной документации. В среднем некачественное покрытие было в 5 % от общего количества покрытых ДСЕ. Ошибки с документацией составляли 10 % от общего количества |
Минимизация доработок и переделок за счет развития системы защиты от ошибок и минимизации бумажной документации. Некачественное покрытие сократилось в среднем до 1 % от общего количества покрытых ДСЕ. Ошибки с документацией устранены полностью |
Реализация проекта высвободила резервы ресурсов гальваническому производству, которые необходимо заполнять во избежание простоя высокотехнологичного оборудования и опытного персонала. Для успешной реализации долгосрочной программы развития загрузки гальванического производства необходим стратегический план. В связи с постепенным и ежегодным сокращением государственного оборонного заказа основу стратегического плана необходимо определить процессами маркетинга. Высвобожденные внедрением диспетчеризации и автоматизации резервы и простои гальванического оборудования удается исключить за счет работы со сторонними заказчиками по всей России.
В рамках следующего за автоматизацией масштабного проекта бережливого производства по диверсификации и привлечению сторонних заказчиков удалось изменить ситуацию и устранить все сложности работы по кооперации с внешними клиентами, связанными с избыточной забюрократизированностью и длинными сроками (представлено в таблице 5).
Таблица 5
Улучшения в рамках проекта по бережливому производству
Ситуация до улучшения |
Ситуация после улучшения |
---|---|
Низкие показатели прибыли и спрос на гальванические покрытия от сторонних заказчиков |
Показатели в 2019 году по сумме выпуска внешней товарной продукции за период ведения проекта выросли в среднем более чем в 2 раза по сравнению с тем же периодом 2018 года (представлено на рисунке 8) |
Низкий уровень работы маркетинга по привлечению сторонних заказчиков |
Создано бюро маркетинга из имеющихся в цехе специалистов. Определены основные функции и показатели работы. Создана инфраструктура. Ведется активное развитие работы со сторонними заказчиками. За полгода ведения проекта заключены договоры с 15 новыми заказчиками |
Отсутствие понимания базовых и конкурентных преимуществ гальванического производства АО «Обуховский завод» для выхода на рынок сторонних заказчиков |
Создан перечень основных конкурентов в СЗФО. Проанализированы крупные гальванические производства, их возможности покрытий, стоимость, сроки и качество. Сформирован перечень конкурентных преимуществ гальванического производства АО «Обуховский завод» в СЗФО. Ведется постоянный мониторинг и база параметров мощностей конкурентов |
Длительные сроки прохождения информационного потока по рассмотрению заявки / заключению договора / акта выполненных работ на АО «Обуховский завод» |
Сокращены сроки на рассмотрение и ответ по поступающей заявке с 15 до 5 часов. Функция финансовой оценки поступающего заказа передана на бюро маркетинга цеха. Оптимизирован процесс согласования и количество согласующих для скорости передачи информации заказчику. Стандартизирован учет всех заявок в виде таблицы с полным маршрутом прохождения и учетом времени и отклонений. Создана таблица с перечнем покрытий и указанием максимальных габаритов ДСЕ для оперативного ответа заказчику без привлечения мастеров |
Отсутствие заказов на гальваническое покрытие с изготовлением специализированной оснастки |
Создан упрощенный процесс проектирования-изготовления специализированной оснастки для стороннего заказчика. Сокращено время в среднем с 25 до 10 рабочих дней. Внедрена электронная база данных оснастки в гальваническом цехе с основными типоразмерами и фотографиями для оперативного ответа по имеющейся оснастке |
Низкое качество сайта и отсутствие продвижения гальванического производства АО «Обуховский завод» через интернет-ресурсы |
Разработан интерактивный сайт гальванического производства АО «Обуховский завод» с описанием основных технологических процессов по видам покрытий, с перечнем возможностей и габаритов покрываемых ДСЕ, размеров ванн, конкурентных преимуществ. Определены возможности продвижения сайта через Яндекс-директ в первые ряды в запросах поисковых систем |
Отсутствие рекламной информации гальванического производства АО «Обуховский завод» |
Созданы рекламные брошюры гальванического производства АО «Обуховский завод» с описанием основной информации для раздачи заказчикам. Запланировано участие в выставках и конференциях на 2020 год. Проведен анализ печатных и интернет-изданий для публикации информации о гальванических покрытиях и возможностях АО «Обуховский завод». Ведется подготовка информационных и научных статей |
Можно с уверенность сказать, что без активного маркетинга гальваническое производство АО «Обуховский завод» будет простаивать, как и многие другие виды и типы производств дочерних обществ Концерна ВКО «Алмаз - Антей». Поскольку производство является передовым не только на Северо-Западе, но и в России, необходимо стремиться загружать его наукоемкими и сложными заказами.

Вывод
Бережливое производство доказывает свою эффективность на всех стадиях жизненного цикла продукции. Благодаря методам и инструментам, применяемым для устранения различного рода потерь, удается высвободить временные ресурсы персоналу и оборудование для полезной работы, а как следствие - возникает финансово-экономический эффект для предприятия. В рамках проектов были выработаны конкурентные преимущества гальванического производства по качеству, срокам и стоимости, которые способствуют активному привлечению новых заказчиков и диверсификации производства. Персонал цеха постоянно повышает квалификацию и способствует непрерывным улучшениям на производстве. Это помогает выполнять работу эффективно, качественно и точно в срок.
Список литературы
1. Севостьянов Н. В. Обеспечение коррозионной стойкости и износостойкости гальванического покрытия сплавом медь-никель путем управления процессом осаждения: Автореф… дис. канд. техн. наук. Пенза, 2011. 16 с. http://disus.ru/r-metallurgiya/416829-1-obespechenie-korrozionnoy-stoykosti-iznosostoykosti-galvanicheskogo-pokritiya-splavom-med-nikel-putem-upravleniya-process.php
2. Меньщиков В. В., Подвязников М. Л. Северо-Западный региональный центр – крупнейший инновационный проект ОПК // Инновации. 2013. № 10. С. 3–5.
3. Андреев И. А. Диверсификация гальванического производства // Обуховский вестник. 31 января 2020. № 1. С. 5.
4. Андреев И. А. Основные характеристики потока создания ценности // Учебное пособие для руководителей и специалистов структурных подразделений организации. Бережливое производство. Базовый курс. М.: Новое время, 2019. С. 53–54.
5. Андреев И. А. Сокращение издержек предприятия оборонно-промышленного комплекса при вовлечении персонала в концепцию бережливого производства // Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2019. № 3. С. 7–12.
6. Суровцева Т. Г., Андреев И. А. Информационно-логистические технологии как фундамент бережливого производства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса // Вопросы радиоэлектроники. 2019. № 5. С. 146–154.
7. Андреев И. А. Опыт внедрения бережливого производства в оборонной промышленности // Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2017. № 3. С. 27–36.
Об авторе
И. А. АндреевРоссия
Андреев Илья Андреевич – начальник отдела технологий внедрения бережливого производства
Область научных интересов: организация производства, бережливое производство, технологическая и конструкторская подготовка производства.
Рецензия
Для цитирования:
Андреев И.А. Применение инструментов бережливого производства в гальваническом цехе. Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2020;(2):32-44. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2020-2-32-44
For citation:
Andreev I.A. Use of lean manufacturing tools in an electroplating shop. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2020;(2):32-44. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2020-2-32-44