Preview

Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей»

Расширенный поиск

Опыт работы молодых ученых АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей» по отбору способных школьников на Всероссийском форуме профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ»

Полный текст:

Для цитирования:


Коваленко А.Ф., Коновальчик А.П., Щеглов Д.К., Фёдоров Д.А., Башкатова Ю.А. Опыт работы молодых ученых АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей» по отбору способных школьников на Всероссийском форуме профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ». Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2018;(4):4-14.

Одной из основных задач корпоративной кад­ровой политики АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей» (далее - Концерн) является обеспе­чение текущих и перспективных потребнос­тей высокопрофессиональным и мотивиро­ванным персоналом. Для решения этой за­дачи предприятиями Концерна установлены и поддерживаются партнерские отношения с 64 высшими учебными заведениями, 52 из которых являются опорными. С этими вузами заключены договоры (соглашения) о сотрудничестве в области подготовки спе­циалистов с высшим образованием, органи­зации всех видов практик и стажировок, по­вышении квалификации работников, участии в научных исследованиях и проведении сов­местных мероприятий. В 16 опорных вузах предприятиями Концерна созданы 33 базовые кафедры, на которых осуществляется подго­товка специалистов по направлениям (специальностям), соответствующим потребностям производства в Концерне.

В 2018 г. в опорных вузах Концерна проходили обучение 3244 студента целевого набора по 92 образовательным программам. Целевое обучение и базовые кафедры зарекомендовали себя как эффективные инстру­менты подготовки высококвалифицирован­ных мотивированных молодых специалистов. В июле 2018 г. на факультете аэромеханики и летательной техники МФТИ была открыта базовая кафедра Концерна «Технологии про­ектирования сложных технических систем».

Тем не менее механизмы привлечения на целевые места талантливых и мотивирован­ных абитуриентов, способных за время обу­чения в вузе получить существенно больший объем научно-практических знаний, умений и навыков, нуждаются в совершенствовании.

За счет индивидуальной работы такие студен­ты к моменту получения диплома уже готовы к решению сложных наукоемких междисцип­линарных задач, которые большинство мо­лодых специалистов изучают в течение не­скольких лет уже непосредственно на рабочем месте. Лучшие выпускники школ зачастую мало заинтересованы в целевом обучении и последующей работе на предприятиях обо­ронно-промышленного комплекса. Возможной причиной этого является неосведомленность о полном объеме, важности и сложности науч­но-технических задач, решаемых в том числе и на предприятиях Концерна.

Одним из эффективных путей при­влечения в Концерн для целевого обучения на базовых кафедрах способных и мотивиро­ванных школьников является сотрудничество со Всероссийским форумом профессиональ­ной ориентации «ПроеКТОриЯ» (далее - фо­рум).

Необходимо отметить, что под определе­нием «способные и мотивированные школьни­ки» авторы имеют в виду учащихся, проявля­ющих интерес к научному познанию, готовых к решению задач, которые сложнее школьной программы, т. е. победителей олимпиад, науч­но-технических и иных проектов.

Всероссийский форум профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ» как площадка для отбора способных школьников

Всероссийский форум профессиональной ори­ентации «ПроеКТОриЯ» (ранее - «Будущие интеллектуальные лидеры России») проводится по распоряжению Президента Российской Фе­дерации с 2013 г.

Среди главных спикеров и почетных гос­тей на мероприятии присутствуют первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации С. В. Ки­риенко, министр просвещения Российской Фе­дерации О. Ю. Васильева.

В форуме ежегодно принимают участие более 500 школьников из 85 субъектов Россий­ской Федерации - победители международных и всероссийских олимпиад, конкурсов в обла­сти научно-технического творчества, а также представители ведущих вузов России, руко­водители крупных государственных корпора­ций и компаний: FK «Ростех», FK «Росатом», FK «Р-Фарм», ОАО «РЖД», НИЦ «Курчатов­ский институт», FK «Роскосмос», АО «Росна­но», ПАО «Ростелеком», Mail.Ru Group, ПАО «Россети» и др.

Программа форума включает дискуссии, научные лекции, а также проектную деятель­ность по решению инженерных задач (кейсов) в рамках нескольких направлений: технологии здоровья, безопасности, материалов, движе­ния, энергии, космические технологии и др.

Впервые Концерн принял участие в фо­руме в 2015 г., после которого руководство приняло решение о продолжении сотрудниче­ства с организаторами мероприятия.

Ежегодно эксперты - коллектив молодых ученых Научно-технического совета, создан­ного на базе «Научно-образовательного цен­тра воздушно-космической обороны «Алмаз - Антей» имени академика В. П. Ефремова (далее - НТС НОЦ), - разрабатывают для школьной аудитории инженерные кейсы, вклю­чающие в себя адаптированные элементы типовых для Концерна задач. Работу с командой школьников по решению инженерного кей­са эксперты проводят на площадке форума в течение трех (либо двух) дней. Такой формат позволяет решить несколько важных задач. Эксперты получают возможность оценить уро­вень предметной подготовки учащихся, их кру­гозор и эрудированность, мотивацию и рабо­тоспособность, навыки поиска информации, умение работать в команде, а также навыки публичного выступления. По результатам за­щиты кейса перед членами жюри определяются победители - наиболее способные учащиеся. Школьники при сопровождении экспертов по­лучают практический опыт решения сложной, на первый взгляд неразрешимой инженерной задачи. Совместная деятельность, содержа­тельное общение с компетентными представи­телями крупной компании и общая атмосфера мероприятия способствуют развитию у уча­щихся интереса к вопросу целевого обучения в Концерне с перспективой трудоустройства. Кроме того, работа над решением кейсов на­правлена на развитие инженерных компетен­ций учащихся.

Деловая программа форума также вклю­чает научно-популярные лекции. Тематика лек­ций, которые читают ученые Концерна, ежегод­но меняется, но соответствует поставленной задаче - информированию школьников о спе­цифике деятельности Концерна, истории его становления и о реализуемой на предприятиях молодежной политике.

Таким образом, работа по профессио­нальной ориентации на площадке форума яв­ляется комплексной. Содержательная часть этой работы выполняется непосредственными заказчиками - руководителями, чьи подразде­ления нуждаются в хорошо подготовленных и мотивированных молодых специалистах.

Далее приведено описание инженерных кейсов, которые предлагались школьникам для решения на площадке форума начиная с 2016 г

Инженерные кейсы, представленные коллективом молодых ученых Концерна на Всероссийском форуме «ПроеКТОриЯ»

Инженерный кейс «Добыча полезных ископаемых, освоение объектов ближнего и дальнего космоса» (2016). Концерн предста­вил свой инженерный кейс на форуме 2016 г. в техническом кластере «Космические техно­логии».

Школьникам был предложен футуристи­ческий проект возможного перспективного столкновения цивилизаций в борьбе за ре­сурсы ближнего и дальнего космоса. В самом деле за сотни лет добычи ресурсов на Земле человечество уже исчерпало все, что можно было добыть без усилий, и вероятно, в ка­кой-то момент возникнет необходимость до­бычи полезных ископаемых в космосе. Почти любой объект Солнечной системы - от отно­сительно малых астероидов до Солнца - об­ладает потенциалом для добычи полезных ископаемых. Различные планеты и астероиды содержат золото, кобальт, железо, марганец, молибден, никель, осмий, палладий, платину, рений, родий, рутений и другие металлы, а также водосодержащие минералы, из которых можно получить воду, кислород и водород. Кроме того, на некоторых планетах и астеро­идах находится большое количество изотопа гелий-3, который считается перспективным топливом для управляемых термоядерных ре­акций.

В результате интенсивной двухднев­ной работы команда школьников Концерна (рис. 1) вышла на защиту с презентацией «Добыча полезных ископаемых, освоение объ­ектов ближнего и дальнего космоса», в рамках которой представила проект комплексной на­циональной программы промышленного ос­воения астероидов Солнечной системы с использованием Марса в качестве промежуточ­ной транспортно-добывающей базы.

 

Рис. 1. Участники команды Концерна на форуме «ПроеКТОриЯ» в 2016 г.

 

Очевидная сложность заявленной про­блемы потребовала от участников команды де­тальной проработки решения следующих задач:

  • разработка международного законода­тельства, регулирующего выполнение работ в космосе, в том числе добычу полезных иско­паемых;
  • предварительное исследование астеро­идов и Марса с помощью космических аппа­ратов (КА) научного назначения;
  • создание нового поколения многоразо­вых средств выведения для доставки полезной нагрузки на орбиту Земли;
  • создание линейки многоразовых мо­дульных космических буксиров;
  • разработка ключевых промышлен­ных технологий (космическая 3D-печать, сверхпрочные материалы малой плотности и т. д.);
  • создание космодрома на геостационар­ной орбите Земли (завод по сборке КА, запра­вочная станция для КА, база по приему косми­ческих грузов и спуску их на Землю);
  • создание базы на поверхности Марса (производство топлива для КА из ресурсов, имеющихся на Марсе, доставка топлива на орбиту Марса, геологоразведка Марса и поиск редкоземельных металлов, подготовка экспе­риментальных полигонов);
  • строительство космической базы на геостационарной орбите Марса (станция для заправки КА, станция для добычи ресурсов из космических объектов, доставленных на орбиту Марса);
  • изменение орбиты астероидов для их вывода на орбиту Марса за счет направленных термоядерных/ядерных взрывов.

Отдельно были озвучены ожидаемые со­циально-экономические эффекты от реализа­ции предлагаемого проекта:

  • проект востребован, поскольку из кос­моса можно получить ресурсы и полезные ис­копаемые в объемах, значительно превышаю­щих земные запасы;
  • пользователями результатов проекта являются все ресурсоемкие производства Рос­сии и мира;
  • благодаря реализации проекта обеспе­чена ресурсная база для поддержания суще­ствующих темпов промышленного развития и уровня жизни людей.

По результатам работы на форуме в 2016 г. был сделан вывод, что инженерный кейс на общую широкую тему вызывает большой интерес участников (дает возможность ребятам проявить фантазию, знания и эрудицию), но не позволяет отобрать потенциальных целевых студентов. Для решения этой задачи необхо­димо понимать, как учащиеся справляются с решением частных инженерных задач, поэтому было решено изменить тематику кейсов.

Инженерный кейс «Синтез концеп­туального облика инфраструктуры и пер­спективных средств доставки для освоения ближнего космоса» (2017). В 2017 г. Концерн вновь представил кейс в кластере «Космиче­ские технологии» (рис. 2). В рамках форума было принято решение продемонстрировать, что работа по космической тематике является одним из перспективных видов деятельности предприятий Концерна. Тем более что Кон­церн никогда не находился в стороне от данно­го направления. Так, например, петербургское Конструкторское бюро специального маши­ностроения является разработчиком кабель- заправочной башни для семейства ракетносителей «Ангара» на космодроме Плесецк. Но особенно актуальной космическая темати­ка стала после того, как 5 февраля 2015 г. Пре­зидент Российской Федерации В. В. Путин подписал Указ о переименовании Концерна ПВО «Алмаз - Антей» в Концерн воздуш­но-космической обороны «Алмаз - Антей». Кроме того, в феврале 2015 г. в соответствии с указом Президента Российской Федерации в состав Концерна вошла корпорация кос­мических систем специального назначения «Комета».

 

Рис. 2. Презентационный плакат Концерна на форуме «ПроеКТОриЯ» в 2017 г.

 

Актуальность тематики кейса Концерна также обусловлена положениями Федераль­ной космической программы России на 2016-2025 гг. Программа предполагает раз­вертывание работ, направленных на интенсивное исследование и освоение ближнего космоса, в том числе выведение космических аппаратов на траектории полета к Луне. В свя­зи с этим тема кейса была сформулирована следующим образом: «Синтез концептуаль­ного облика инфраструктуры и перспектив­ных средств доставки для освоения ближнего космоса».

Представители делегации Концерна во главе с генеральным директором Я. В. Новико­вым успешно провели презентацию инженер­ного кейса для В. В. Путина (рис. 3).

 

Рис. 3. В. В. Путин общается с участниками команды Концерна на V Всероссийском форуме «ПроеКТОриЯ»

 

Формат кейса предполагал работу над многочисленными частными инженерно-тех­ническими задачами, решения которых в итоге должны быть объединены в общий комплексный результат. В процессе работы школьники решили следующие задачи:

  • изучили состав и структуру типовых существующих ракет-носителей (РН);
  • составили модель масс РН для полета к Луне;
  • рассмотрели основные базовые урав­нения теории полета космических кораблей;
  • составили программу расчета траекто­рий полета космических аппаратов (рис. 4);
  • обосновали выбор ракетных топлив;
  • провели элементарные расчеты проч­ности несущих отсеков РН;
  • определили конструктивно-компоно­вочную схему РН;
  • выбрали типы ракетных двигателей для различных ступеней;
  • назначили конструкционные материалы;
  • подобрали на основе расчета траекто­рий оптимальные характеристики РН исходя из критерия минимизации массы конструкции;
  • предложили методику оценки экономи­ческой эффективности проекта.

 

Рис. 4. Полученная школьниками расчетная траекто­рия РН при полете к Луне

 

По окончании работы форума проводит­ся анализ полученных результатов. Каждый последующий год работа по профессиональ­ной ориентации школьников корректируется, дополняется и расширяется. В 2017 г. было продолжено взаимодействие с учащимися за пределами площадки мероприятия. Содержа­ние и результаты этой работы изложены далее.

Инженерный кейс «Проектирование средств противодействия аэродинамиче­ским целям с применением суперкомпьютер- ных технологий» (2018). При подготовке к участию в форуме 2018 г. были учтены резуль­таты предыдущих лет, на основании которых внесены следующие изменения:

  • выбрана актуальная для Концерна те­матика инженерного кейса;
  • в качестве участников команды Концер­на по решению кейса на мероприятие пригла­шены учащиеся из подшефных школ, с кото­рыми предприятия сотрудничают по вопросам профориентации;
  • увеличено количество экспертов для работы с учащимися.

Несмотря на то что Концерн в очередной раз работал в кластере «Космические техноло­гии», было принято решение предложить ре­бятам кейс на тему «Проектирование средств противодействия аэродинамическим целям с применением суперкомпьютерных техноло­гий», в рамках которого требовалось провести математическое моделирование процесса по­ражения беспилотного летательного аппарата (БПЛА) осколочным полем зенитной ракеты.

Задача кейса состояла в том, чтобы на основе анализа существующих БПЛА и зенит­ных управляемых ракет:

  • определить наиболее уязвимые узлы и элементы конструкции БПЛА;
  • сформировать перечень начальных ус­ловий для решения задачи поражения БПЛА осколочным полем боевой части;
  • создать математическую модель пора­жения БПЛА осколочным полем боевой части;
  • решить оптимизационную задачу по критерию максимальной вероятности пора­жения цели;
  • провести суперкомпьютерное модели­рование для подтверждения точности получен­ного решения.

Решение кейса представляло собой после­довательное выполнение следующих этапов:

  • анализ конструкционных материалов БПЛА, средств управления и наведения ракет, систем и средств поражения, габаритно-массо­вых и иных ограничений для формирования перечня граничных и начальных условий ре­шаемой задачи;
  • экспертная оценка живучести БПЛА при поражении отдельных его узлов;
  • создание математической модели пора- жаемости БПЛА (рис. 5);
  • создание математической модели годо­графа разлета поля осколков, учитывающей точку подрыва боевой части относительно цели, относительные скорости, неравномерность распределения осколков;
  • совмещение двух предыдущих моделей в единую математическую модель поражения БПЛА;
  • поиск оптимального облика боевой час­ти для максимальной вероятности поражения цели;
  • моделирование задачи на суперкомпью­тере для подтверждения точности полученного решения;
  • перевод полученного математического (теоретического) решения в конструктивное решение, формирование облика конструкции боевой части.

 

Рис. 5. Часть программной реализации математической модели поражения БПЛА, составленной школьниками

 

Выбранная инженерная задача позво­лила оценить предметную подготовку и эру­дированность каждого школьника, а также отобрать наиболее способных учащихся в качестве кандидатов на целевое обучение (рис. 6).

 

Рис. 6. Командная работа над кейсом Концерна на форуме «ПроеКТОриЯ» в 2018 г.

 

Положительный опыт участия в форуме, полученный выпускниками подшефных школ предприятий Концерна, погружение в содержа­ние инженерной задачи способствовали разви­тию у ребят интереса к вопросу целевого обуче­ния и перспективы трудоустройства в Концерн. Это подтверждается результатами проведенного анкетирования: 80 % от общего числа участни­ков команды отметили, что их интересует воз­можность сотрудничества с Концерном.

Таким образом, форум «ПроеКТОриЯ» является площадкой, которая позволяет эф­фективно проводить работу по отбору спо­собных и мотивированных целевиков для предприятий Концерна. Тем не менее отбор является лишь этапом профориентационной работы. Решающую роль в ее результате име­ет дельнейшее взаимодействие с отобранны­ми школьниками.

Профориентационная работа с победителями кейса Концерна на форуме «ПроеКТОриЯ» 2017 г.

Как было отмечено ранее, в 2017 г. проф­ориентационная работа со способными и мо­тивированными школьниками, показавшими наилучшие результаты при защите кейса Кон­церна, была продолжена. Победителями стали учащийся 9-го класса ГОБУ «Физтех-лицей» имени П. Л. Капицы (Долгопрудный) и вы­пускница МАОУ «Гимназия № 31» (Пермь).

Для школьников была организована экс­курсия в Северо-западный региональный центр Концерна ВКО «Алмаз - Антей» в Санкт-Пе­тербурге. Учащиеся получили возможность посетить не имеющие аналогов в России на­учно-исследовательские, производственные и лабораторно-испытательные промышленные комплексы для разработки и производства вы­сокотехнологичной продукции специального назначения.

Ребята также приняли участие в конфе­ренции по теме «Математическое моделирова­ние и инженерные расчеты», которая прошла на базе НТС НОЦ (Москва). На конференции уча­щиеся представили предложения по профори­ентационной работе, которую могут провести ученые Концерна. На основе этих предложений коллектив молодых ученых НТС НОЦ разрабо­тал и провел программу профориентационных занятий со школьниками МАОУ «Гимназия № 31» (Пермь).

Основу программы составил двухднев­ный инженерный кейс, в рамках которого ребятам было предложено определить такти­ко-технические характеристики осколочной боевой части зенитной управляемой ракеты для уничтожения БПЛА потенциального про­тивника (рис. 7). В качестве объекта пораже­ния рассматривался разведывательно-удар­ный БПЛА.

 

Рис. 7. Таблица поражаемости БПЛА, используемая в кейсе

 

Для Концерна вопрос о создании специ­альных систем защиты критически значимых объектов от различных типов БПЛА является существенным. Анализ современных локальных и региональных конфликтов служит под­тверждением того, что исход боевых действий кардинально зависит от возможности противо­действия современным средствам воздушного нападения.

Таким образом, в основу кейса была по­ложена актуальная инженерно-техническая задача, позволяющая определить заинтересо­ванность ребят в научно-практической работе по важным для Концерна направлениям.

Формат кейса предусматривал использова­ние широкого спектра знаний из многих школь­ных дисциплин (алгебры, геометрии, физики, химии и пр.). Кроме того, он позволял участни­кам раскрыть свои инженерные способности, почувствовать себя настоящими конструктора­ми, инженерами и проектировщиками.

Отдельной частью программы являлись дискуссионные поединки, которые помогли школьникам отработать навыки ведения деловых переговоров и развить свои коммуникативные качества.

Кроме того, ребятам/участникам были показаны увлекательные фильмы и презента­ции о работе Концерна, а также о современных и перспективных средствах воздушно-космической и противовоздушной обороны (рис. 8).

 

Рис. 8. Лекция специалистов Концерна для учащихся МАОУ «Гимназия № 31» (Пермь)

По результатам работы два способных выпускника гимназии поступили на целевое обучение в МГТУ им. Н. Э. Баумана от одного из дочерних предприятий Концерна, расположенных в Москве.

В 2018 г. победитель кейса Концер­на 2017 г. повторно принял участие в фору­ме «ПроеКТОриЯ» и внес значимый вклад в успешную защиту командой кейса Концерна.

Этапы работы по профессиональной ориентации способных и мотивированных школьников

Авторы статьи выделили перечисленные ниже этапы работы по профессиональной ориен­тации способных и мотивированных школь­ников (рис. 9), реализация которых позволит решить задачу по привлечению на целевые места абитуриентов, имеющих качественную предметную подготовку, и закреплению их на предприятиях Концерна.

 

Рис. 9. Этапы профориентационной работы

  1. Отбор способных и мотивированных учащихся.

Всероссийский форум профессиональ­ной ориентации «ПроеКТОриЯ» является площадкой, которая позволяет эффективно проводить работу по отбору способных и мотивированных учащихся по целевому набору для предприятий Концерна.

К работе на форуме следует привлекать победителей региональных и федеральных олимпиад из подшефных школ дочерних пред­приятий Концерна. Кроме того, количество школьников необходимо увеличить: ранее ра­бота проводилась в рамках кластера «Космиче­ские технологии» с небольшим числом участ­ников (8-10 человек).

Расширение состава рабочей группы экс­пертов (ученых из состава НТС НОЦ и пред­приятий Концерна) также положительно по­влияет на результаты. Как было отмечено ранее, участие в отборе непосредственного заказчика - руководителя, подразделение которого нужда­ется в хорошо подготовленных и мотивирован­ных молодых специалистах, позволит повысить эффективность профориентационной работы.

  1. Проведение работы по профессиональ­ной ориентации в школах.

Сотрудничество с администрацией школ, в которых обучаются победители форума, по­зволяет привлекать большее количество пер­спективных школьников, заинтересованных в вопросах целевого обучения и трудоустрой­ства в Концерн. Кроме того, работа со школа­ми способствует формированию имиджа Кон­церна как привлекательного работодателя, что является значимым для решения задачи корпо­ративной кадровой политики.

  1. Организация и проведение экскурсий для школьников на предприятия Концерна.

По мнению авторов статьи, это неотъ­емлемая составляющая профориентационной работы, способствующая развитию у школь­ников понимания того, какие задачи решают­ся на предприятиях Концерна, каким образом осуществляется организация работы. Кроме того, общение учащихся с руководством и уче­ными предприятий является дополнительным мотивирующим фактором.

  1. Индивидуальная проектная работа под руководством наставника.

Ранее было отмечено, что мотивирован­ные и способные школьники - это учащиеся, которые готовы к решению сложных задач и интересуются научными проблемами. Одна из эффективных форм работы с такими школьни­ками - индивидуальная проектная деятельность под руководством наставника из числа членов рабочей группы. Данная деятельность должна быть продолжена и в период обучения студента на базовой кафедре. В итоге работа над проек­том может послужить материалом для выпол­нения выпускной квалификационной работы.

Заключение 

Последовательная реализация этапов профо­риентационной работы, которые выделены на основе осуществляемых в Концерне проектов, обеспечит предприятия Концерна талантли­выми, высокомотивированными и професси­онально подготовленными специалистами, готовыми к решению сложных и современных задач, связанных как с производством военной техники, так и с выпуском конкурентоспособ­ной продукции гражданского назначения.

Об авторах

А. Ф. Коваленко
АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей»
Россия


А. П. Коновальчик
АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей»
Россия


Д. К. Щеглов
АО «Конструкторское бюро специального машиностроения»
Россия


Д. А. Фёдоров
АО «Конструкторское бюро специального машиностроения»
Россия


Ю. А. Башкатова
АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей»
Россия


Для цитирования:


Коваленко А.Ф., Коновальчик А.П., Щеглов Д.К., Фёдоров Д.А., Башкатова Ю.А. Опыт работы молодых ученых АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей» по отбору способных школьников на Всероссийском форуме профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ». Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2018;(4):4-14.

Просмотров: 61


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-0542 (Print)