ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
На основании анализа годовых отчетов ведущих зарубежных оборонно-промышленных компаний выявлена зависимость затрат на научные исследования и разработки от размера выручки и объемов экспорта.
Рассматриваются подходы к развитию и совершенствованию средств автоматизированных систем воздушно-космической обороны и проблемы унификации средств систем для формирования единого информационного поля этих систем. Приведены предложения по модернизации межвидового полигона, реализация которых позволит проводить испытания автоматизированных систем более широкого масштаба.
Обосновывается методический подход к оцениванию эффективности сложных систем с использованием комплексирования логико-вероятностных и имитационных моделей. Показана необходимость прямого или косвенного использования в показателях эффективности сложных систем вероятности их успешного применения по предназначению.
ЭЛЕКТРОНИКА. РАДИОТЕХНИКА
Рассмотрены критерии и алгоритмы адаптации нерекурсивных режекторных фильтров к неизвестным спектрально-корреляционным характеристикам пассивных помех. На основе аппроксимирующих моделей пассивных помех получены устойчивые с вычислительной точки зрения алгоритмы адаптивного режектирования данных помех. Приведены структурные схемы адаптивных режекторных фильтров скользящей и групповой обработки.
Представлен квазирезонансный преобразователь системы импульсного питания сверхвысокочастотной лампы передающего устройства радиолокационной станции с широтным регулированием выходного напряжения. Рассмотрены особенности его работы, приведены математическая модель, внешние характеристики и некоторые результаты имитационного моделирования в разомкнутой и замкнутой по выходному напряжению системе.
Представлена система приёма телеметрической информации по радиоканалу с подвижного объекта. Система работает в нелицензированном международном диапазоне частот ISN на частоте 869 МГц.
Представлена система приёма информации на борт летающей лаборатории Ил-114ЛЛ и передачи команд в эфир по радиоканалам. Система конструктивно выполнена в виде моноблока и обеспечивает управление и контроль диаграммами направленности антенн в горизонтальной плоскости.
МАШИНОСТРОЕНИЕ
Разработана математическая модель протяжённости зоны плавного перехода, которая позволяет определить предельные углы подгибки, установить преемственность технологии и выполнять расчёты межклетьевого расстояния при проектировании номенклатурно-ориентированного профилировочного оборудования.
МАТЕМАТИКА
Проведён анализ возможности использования численных схем аппроксимации потоков Roe FDS и AUSM+ для решения задач гиперзвуковой аэродинамики и исследования течений в возмущённой области перед обтекаемым затупленным телом для определения закономерностей тепловых и газодинамических процессов и установления характеристик, связанных с разработкой необходимой тепловой защиты летательных аппаратов. На основании сравнения полученных данных с экспериментальными результатами выявлено, что метод расщепления потока AUSM+ способен решать задачи гиперзвукового обтекания тел с приемлемой точностью.
Проведён анализ возможностей программного комплекса ANSYS FLUENT и верификация алгоритма исследований, используемого для решения задач раскрытия контейнерного подракетного пространства при влиянии на величину нагружения пускового контейнера и ракеты различных факторов: скорости выхода ракеты из контейнера, различных подходов к решению задач с подвижными границами, длины контейнера.
Проведено численное моделирование сверхзвукового обтекания моделей летательных аппаратов с газоструйным органом управления, осуществляющим вдув одиночной струи с боковой поверхности. Для решения данной задачи, включающей построение расчётной сетки и численное интегрирование уравнений газовой динамики, использовался вычислительный комплекс FloEFD. На основе сравнения результатов численного моделирования с известными экспериментальными данными по аэродинамическим характеристикам сформулированы требования к расчётной сетке для адекватного прогнозирования эффективности работы газоструйных органов управления.
Изложен подход к синтезу системы стабилизации управляемого беспилотного летательного аппарата. Рассматривается трехканальная система его стабилизации по нормальным, поперечным перегрузкам и по углу крена. Подход реализован в программном обеспечении, представлены результаты моделирования процессов стабилизации.
Комплексирование данных корреляционного измерителя скорости и бесплатформенной инерциальной навигационной системы, построенное по аналогии с доплеровским измерителем скорости и сноса, приводит к сильным возмущениям в контуре управления движением летательного аппарата в горизонтальной плоскости. Предложен способ комплексирования, который учитывает особенности корреляционного метода измерения скорости, заключающегося в необходимости вычислять на длительных интервалах корреляционные функции сигналов, принятых разнесёнными антеннами. При этом корректируются ошибки бесплатформенной инерциальной навигационной системы по ускорению, скорости и координатам, отпадает необходимость в скользящем усреднении корреляционных функций и выдачи данных о скорости в каждом навигационном цикле.
ИНФОРМАТИКА
Обосновывается необходимость использования суперкомпьютеров при реализации вычислительно трудоёмких алгоритмов в задачах обработки данных систем воздушно-космической обороны. На примере алгоритма выделения в оптическом цифровом изображении космических объектов показана целесообразность применения суперкомпьютерных технологий.
ИСТОРИЯ
Приводится краткий обзор работ, выполненных в НИИ-5 (МНИИПА) в 1923–2010 гг. по созданию и совершенствованию радиолокационных станций, приборов связи и автоматики, автоматизированных систем управления реального времени.